Когда речь заходит о сарсак-омгинцах ФИЛИППОВЫХ, односельчане утверждают одно

3 ноября 2017 г., пятница

Когда речь заходит о сарсак-омгинцах ФИЛИППОВЫХ, односельчане утверждают одно: «Это удивительная семья!» Действительно, любят удивлять они народ своими творческими сюрпризами. Причем это просто их образ жизни.

В Сарсак-Омгинском доме культуры стало уже доброй традицией организовывать выставки местных умельцев. Вот вышитые картины Ольги Касьяновой, связанные изделия Нины Черновой, плетеные творения Владимира Федорова и еще многое другое.

А Филипповы вообще «выставлялись» почти всей семьей. Валентина Ивановна увлеклась созданием кукол. Дочь Татьяна изготавливает красивую мебель. А глава семьи Олег Петрович недавно произвел фурор, смастерив двор своего детства...

В общем, нет работы, которая была бы им не по силам. Однако все по порядку.

Как скучали руки!

Валентина с детства стремилась что-то мастерить. Взяв тайком отцовские инструменты, сколачивала маленькие тележки. Потом с подружками возили на них сено.

Немного подросла – повадилась на чердак. Там стояли сундуки с бабушкиной одеждой, с обрезами ткани. Вот простор для рукоделия! И она часами сидела за машинкой и строчила.

Каждое изделие было эксклюзивным. Помните Олимпиаду 1980 года? Так вот, Валентина сшила себе жилет, а сзади на машинке же вышила олимпийского Мишку. Подружки все иззавидовались!  

Она и сейчас может сшить, ушить, переделать так, что вещь будет выглядеть идеально. Кстати, к ней частенько односельчанки обращаются за помощью. Самое интересное, она никогда не пользуется эскизами, линейкой. Все делает на глаз. Удивительно? – Вот именно!

Судьба пророчила ей интересное будущее. Школьная активистка, комсорг, она выучилась на педагога и несколько лет проработала в детском саду.

– Во всех должностях проработала, кроме завхоза, – улыбается она.

С удовольствием творила сама и приучала творить детишек. Однако волею той же судьбы ей пришлось отказаться от любимой работы.

– У меня 17 лет стажа по уходу за инвалидами, – с горечью отмечает она.

Ухаживала за парализованным свекром, за бабушкой, за сестрой, которую внезапно постигла беда, за сыном-инвалидом... В общей сложности, за шестерыми ухаживала.

– И все эти годы я как будто воровала каждую свободную минутку у жизни, чтобы поработать. Гляжу в окно – люди в огороде возятся. А у меня сердце разрывается – я не могу оставить сына одного. Девчонки придут из школы – Сергея перепоручаю им, сама бегу в огород. А как скучали руки по творчеству!

Может, поэтому она сейчас компенсирует то время, что упустила, и с жадностью творит, творит...

Никулин, Вицин, Моргунов

О куклах разговор особый. Валентина Ивановна увлеклась ими года два назад. И снова никаких эскизов или идей из интернета – только собственная фантазия.

Любит она героев необычных, колоритных. Например, цыгане, или индеец на лошади, или герои фильма «А зори здесь тихие». Удачно получились Никулин, Вицин, Моргунов из «Самогонщиков». А танцующему негру нарочно шарниры приделала.

Конечно, не обошлось без удмуртских кукол. Старинную национальную одежду сшила из натуральной ткани – домотканой, тоже из бабушкиного сундука.

– Одна кукла была очень похожа на соседку Паса апай. В прошлом году ее не стало. Так я на память ее дочери подарила, – рассказывает мастерица.

Она призналась, что при создании кукол особенное удовольствие получает, когда шьет обувь или изготавливает аксессуары к одежде. В общем, ее увлекает мелкая, «ювелирная» работа.

А недавно она увлеклась изделиями из бересты. На туесках – берестяная же аппликация (тоже придумала сама, без интернета). Долго готовила материал, твердую бересту отмачивала.

– Все в руках нашей Валентины Ивановны становится мягким и податливым, – отмечает завклубом Людмила Жиделева.

Она и валенки сама подшивает, может сплести лапти. Все это от отца передалось. Он был мастер на все руки. По призванию строитель, мог и валенки катать, и на машинке шить.

До мурашек

А еще Людмила рассказала много интересного об артистическом мастерстве Валентины Ивановны –  это уже по матери, которая заводила весь зал.

У Валентины Ивановны глубокий, сильный голос. И поет она только акапельно, без музыкального сопровождения. С легкостью сочиняет стихи.

В детстве она ходила в ансамбль «Лира» знаменитого Леонида Лазарева. Бывало, Леонид Дмитриевич прослушает Валю один раз – и все, номер готов, без всяких репетиций

– Как-то в Терси с концертом поехали. Валентина Ивановна спела «Бухенвальдский набат» – всех до мурашек пробрало. Так терсинцы до сих пор ее забыть не могут, – вспоминает завклубом и продолжает: – Мама моя тоже работала в клубе, и я с детства пропадала здесь. Не помню, чтобы Валентина Ивановна на бал-маскарад пришла без сюрприза. Однажды они втроем с Иваном Байкузиным и Владимиром Байковым в инопланетян переоделись. И муж Олег Петрович помог. Записал «звук» космического корабля (своего электрорубанка). Подсказал, как сконструировать шапочки со светящимися лампочками. Я, маленькая, все ходила за ними, и так мне хотелось, чтобы хоть у одного шапочка с головы упала, чтобы посмотреть, как там лампочки горят...

Что-нибудь да придумают

Кстати, о Новом годе. Филипповы обязательно что-нибудь да придумают. В новогоднем оформлении своей территории занимают призовые места. На Год Быка, к примеру, такого быка слепили, что заняли первое место, и руководитель хозяйства Разиф Харисов наградил их живым бычком.

И пальма у них пред домом необычная, не из пластиковых бутылок, как у всех, а из дерева. Листья – тряпичные.

– Все футболки зеленые изрезала, какие в доме были, – смеется Олег Петрович.

Односельчане нарочно приходили посмотреть на чудо-пальму.

– Пошли и мы как-то вечером, – рассказывает Людмила. – Пока любовались снежными фигурками – ничего. А как взглянули на пальму – обомлели. Оттуда два светящихся глаза на нас смотрят. Мы же не знали, что там сидит обезьяна с фосфорическими пуговицами вместо глаз...

Вот так Филипповы удивляют народ!

По жене и муж

Говоря об Олеге Петровиче, в первую очередь нужно отметить его остроумие, такое же, как у супруги. В каждом слове – добрый юмор. Отлично готовит узбекский плов (служил в Узбекистане), удмуртские табани. Работал художником в клубе, много лет отдал железной дороге.

А создавать вот этот дом своего детства он начал прошлой зимой. Смотрел-смотрел, как жена с куклами возится, и тоже захотелось что-то сотворить.

Его изделие трудно описать словами. Но постараемся. Итак, постройки сделаны из ивовых прутьев четырех сортов. Все: дом, баня, хлев, кенос – расположены по своим местам. Ворота и двери (даже в подполье) открываются и закрываются, все на шарнирах.

Во дворе все «живет». Вот топор воткнут в тюльку. Вот деревянная лестница, козлы, на них – бревно. Есть все инструменты: пила, вилы, лопаты...

Убираем крышу дома. Перегородки, расположение комнат – все точно скопировано. Некоторые детали композиции слеплены из пластилина. Детская люлька, валенки сушатся на печи, брат читает книгу, сам Олег играет на полатях с кошкой. Убранство: половики, шторы, кровати, лавки, образа... Многим поневоле вспомнится свой дом детства.

– Еще надо пасеку с ульями сделать, – рассказывает Олег Петрович. – Не успел пока скотину и домашнюю птицу слепить.

Однако и этого хватило, чтобы односельчане ахнули.

Пистолет... из пластилина

Отец Олега Петровича тоже был мастером. Поступил в Казанский художественный институт, но не успел окончить: началась война. Вернувшись с фронта без руки, все делал сам: косил, строил, плотничал.

А Олег с детства любил лепить фигурки из пластилина.

– Я целыми днями пропадал у друга Саши Гордеева. Лепили с ним солдатиков, – рассказывает Олег Петрович.

В 4 классе слепил танк Т-34. Башня открывалась, а там – целый экипаж. Даже мальчишки с верхней улицы приходили посмотреть.

Он и сейчас за три минуты может слепить собачку. Когда супруга работала в садике, для ребят смастерил макет самолета «Ил» – двухместный, со слюдяной кабинкой, с летчиком и пулеметчиком. Слепил и военный корабль.

А несколько лет назад вообще произошел анекдотический случай. Олег Петрович слепил из пластилина пистолет – совсем как настоящий, с барабаном. Висел он у них в кожаной кобуре. Так участковый принял его за настоящее оружие и чуть не конфисковал.

Вот так Филипповы удивляют народ!

В добрый путь!

О Филипповых можно еще много рассказывать. Но пора закругляться. В завершение они поделились своей мечтой. Олег Петрович после этой композиции хочет смастерить макет школы своего детства. Он хорошо помнит, как располагались классы, печи, лаборатория, спортзал и много интересных уголков.

А Валентина Ивановна мечтает открыть домик-музей, где будут располагаться экспонаты местных умельцев. А еще (вдруг туристы приедут!) она хочет создать берестяную эмблему села Сарсак-Омга – типа медальона-магнитика. Это она сможет!

Ну, в добрый путь с добрыми начинаниями!

Екатерина САМСОНОВА.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International