Зимой в Мадьяре белое безмолвие

12 декабря 2016 г., понедельник

Раньше в Мадьяре было два магазина, клуб, медпункт. Сегодня здесь ничего нет. Всего в трех домах живут три женщины. А вокруг – пустующие  дома.

Зимой здесь белое безмолвие вокруг

МАДЬЯР – татарская деревенька в 75 километрах от Агрыза. В 1926  году здесь жили  80 человек, в  1992 – 43. Нынче свет горит в окнах всего трех домов – у хозяюшек Гульсины, Магиры, Ильсии. И то на зиму они уезжают в город к детям. Вот и сейчас они прощаются друг с другом и с деревенькой до весны.

По дороге в Красный Бор поворачиваешь направо в сторону Мадьяра, потом идешь километров пять частым лесом. На свежевыпавшем снегу – следы зверей. Чувствуешь себя падчерицей из сказки, которую мачеха отправила в лес за подснежниками – и становится жутковато.

А местные жительницы говорят, что волков и медведей здесь давно нет: охотников встретишь чаще. Женщины все лето проводят в лесу, который  окружает деревеньку со всех сторон.

Гульсина апа и Ильсия апа живут в разных концах заброшенной деревушки, Магира апа – в самом центре. Благо, у них есть сотовые телефоны. Каждое утро начинается звонками друг другу, расспросами о самочувствии. Перезваниваются они и уехав в города – скучают.

– Как не хочется уезжать из Мадьяра, но зимой дороги заваливает снегом, дети не могут заехать, да и провизии на полгода не напасешь, – говорят они.

Познакомимся с ними поближе.

Гульсина

Гульсина родом из Уразаева, в 16  лет вышл а замуж за мадъярца.С мужем

Ульфатом Ахмадеевым (он был старше ее на 10 лет) вырастили троих детей.

Как в детстве, я прислонилась спиной к теплой печке в доме Гульсина апы. Теперь почти во всех домах газовое отопление, а эти женщины лишены таких удобств.

– Мы привыкшие. Живем в лесу, а дрова покупаем. Еду готовлю на плите –  дети привозят  баллоны  с газом, – рассказывает Гульсина апа.

Когда-то в Мадьяре кипела жизнь. Здесь было подсобное хозяйство  Красноборского лесничества, колхозные  фермы. Гульсина апа всю жизнь проработала в животноводстве.

– Была всего одна улица, но везде горел свет. Учеников на лошадях отвозили в Красноборскую школу, – вспоминает  80-е годы прошлого века Гульсина апа.

Ее дети: Фирдания, Фирая, Фарит – все живут в Челнах. Каждую неделю приезжают, помогают во всех делах. Фарит построил новую баню, сараи.

Мадьярские женщины газеты и журналы не выписывают. Почтальонка раз в месяц приносит пенсию и субсидию. Проживающую в Ямурзине  соцработника  Фанузу – их главную помощницу – летом муж привозит на  мотоцикле. 

Но зато здесь прекрасно «ловит» сотовый телефон, бабушки установили «тарелки» и по телевизору смотрят до 60  каналов.

– Летом наша деревенька оживает, 1-2 дома только пустуют. Многие приезжают в покинутые родительские дома, некоторые дома купили  дачники, – рассказывает Гульсина апа.

А природа здесь – настоящий райский уголок! Прямо у ворот – малинник, на опушках – море земляники и клубники, а грибов сколько!

– Вот так и живем, тихо-мирно, дыша лесным воздухом. Собираем дары природы, ходим к пруду, к роднику. Как хорошо в нашей деревне! Но ничего не поделаешь, зимой приходится уезжать к детям в город. У них тоже хорошо, но скучаю по своему дому, – признается Гульсина апа.

Когда взгрустнется, она сочиняет стихи. О мадьярских улочках, заросших крапивой, о зимних буранах, о лесных дарах и о своей тоске по заброшенной родной деревне...

Ильсия

Ильсия апа Абдуллина все лето занимается своими пчелами. Она безмерна рада, что нашла занятие по душе.

– Скотину уже не держу, на лето только покупаю цыплят, курочек-несушек, да их тоже на зиму не оставляю. Все дни хлопочу с пчелками. На выходные  дети приезжают, – говорит она.

Ей 70 лет, но Ильсия апа бегает, как молодая.

– Всю жизнь проработала в животноводстве. С мужем  Саитом ездили на машине, после его смерти хожу пешком. К брату до Уразаева прохожу 5 километров, – рассказывает она.

Ильсия апа на зиму переезжает в Агрыз, здесь она купила квартиру.

– В городской квартире все удобно: топить не надо, вода из крана бежит, туалет дома. Но так тоскую по деревенскому дому! – признается она.

***

С третьей жительницей Мадьяра Магирой Аминевой мы не смогли встретиться, она лежала в больнице.

Магира апа – сестра  известного драматурга Юнуса Аминева. Всю жизнь берегла родительский дом, принимала здесь близких людей. А на зиму она уезжает к родственникам в Челны.

Бежит-звенит родник

Рядом с деревней есть пруд, нам посоветовали сходить туда. И мы отправились на любимое место рыбаков.

А вот такой родник где еще увидишь? Откуда только не приезжают за его чистейшей, вкусной водой! Нефтяники постоянно благоустраивают его. Бежит-звенит родниковая вода, и жизнь течет-уходит... И вздыхают мадьярские бабушки о своих прошедших годах...

Миляуша ЯГЪФАРОВА.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International