Сколько жителей района ушло на фронт, сколько погибло, сколько вернулось? По последним сведениям Казанского мемориального музея Великой Отечественной войны, ушедших на фронт 14042 человека. Из них 1573 – погибли, 4947 – пропали без вести, 4522 –вернулись живыми.
Уважаемые жители! Предлагаем Вашему вниманию СПИСОК воинов-агрызцев погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Список соответствует данным Книги Памяти.
Данный список планируется разместить на площади «У вечного огня», после её реконструкции.
Если у Вас есть предложения, замечания или уточнения по списку, просьба обращаться в музей г.Агрыз по телефону 2-27-57.
Список земляков, награжденных и представленных к орденам Красного Знамени, Славы, Александра Невского и Богдана Хмельницкого
НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Ахкьямов Хасым -1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
5. Бухарин Хаири Бухаревич – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК
22. Никифорович Сергей Никифорович – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК
23. Новиков Василий Дмитриевич – 1905 г. рожд., призван Агрызским РВК
24. Нуреев Хамид Нуреевич -1917 г. рожд., призван Красноборским РВК
25. Пискунов Сергей Иванович – 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК
26.Рахматулин Хабибула Ибрагимович – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК
27.Руквичников Александр Петрович – 1913 г. рожд., призван Красноборским РВК
28. Садыков Хасан – 1914 г. рожд., призван Красноборским РВК
29. Салахутдинов Максим – 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК
30. Саматов Рафат Замалетдинович – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК
31. Славкин Иван Степанович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
32. Сулейманов Гумар Сулейманович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
33.Тверетинов Александр Сергеевич – 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК
34. Тукаев Михаил Алич – 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК
35. Тумаров Люкман Хусаинович – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК
36.Цыпленков Борис Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ НЕВСКОГО
1. Айтуганов Николай Кириллович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
2. Гареев Мирза Мармандович – 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК
3. Калачев Владимир Иванович – 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК
4. Коробейников Борис Васильевич – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК
5. Косинский Владимир Вячеславович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
6. Ниязов Рафаэль Агзамович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
7. Павлов Геннадий Андреевич – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
8. Платонов Иван Иванович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
9. Романов Александр Пантелеймонович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
10. Тепляков Александр Григорьевич – 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК
НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ СЛАВЫ
1. Абдуллин Исмагил – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
2. Аменов Садык Салимович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
3. Андреев Евдоким Андреевич – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК
4. Апаркин Александр Иванович – 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК
5. Арзамасцев Алексей Иванович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
6. Арзамасцев Михаил Ильич – 1913 г. рожд., призван Красноборским РВК
7. Артемьев Валериан Артемьевич – 1924 г. рожд, призван Агрызским РВК
8. Асманов Хайдар Мусинович – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК
9. Ахмадеев Харис Закирович – 1920 г. рожд., призван Красноборским РВК
10. Ахметшин Салих Мухаметханович – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
11. Ахунов Ахтям Ахунович – 1908 г. рожд., призван Красноборским РВК
12. Баранов Михаил Васильевич – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
13. Батохин Иван Георгиевич – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК
14. Батуршин Малик Абдулович – 1909 г. рожд., призван Красноборским РВК
15. Безбородов Александр Николаевич – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
16. Белослудцев Игорь Сергеевич – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
17. Беляев Владимир Александрович – 1916 г. рожд., призван Агрызским РВК
18. Богаудинов Кутуз – 1926 г. рожд., призван Красноборским РВК
19. Багаутдинов Минхан – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК
20. Бойко Валентин Прокофьевич – 19158 г. рожд., призван Агрызским РВК
21. Борисов Михаил Степанович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
22. Бочкарев Александр Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
23. Бочкарев Владимир Кириллович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
24. Бочкарев Илья Иванович – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК
25. Бурганиев Тимур Минохматович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
26. Валеев Гамельян Абдулович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
27. Валеев Саид Фарзиевич – 1926 г. рожд., призван Красноборским РВК
28. Валеев Тимергалей – 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК
29. Валиев Муллакай Фарзыевич – 1935 г. рожд., призван Красноборским РВК
30. Валиев Рамазан Сулейманович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
31. Вахнин Николай Андреевич – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
32. Веденеев Трофим Харитонович – 1902 г. рожд., призван Красноборским РВК
33. Вихляев Евгений Николаевич – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК
34. Волков Аркадий Александрович – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК
35. Волошин Александр Иванович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
36. Габдулин Фатых Латфундинович – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК
37.Габдурохманов Файзрахман Габдурахманович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
38. Гаврилов Николай Александрович -1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
39. Гайнуллин Рифкат Хайрулович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
40. Галимзанов Сакир – 1909 г. рожд., призван Агрызским РВК
41. Галин Гештулкан – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
42. Галиулин Хайбула – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
43. Галямов Минахмет Мунихомедович -1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
44. Ганеев Абдурахман Ганеевич – 1900 г. рожд., призван Красноборским РВК
45. Ганеев Назиф Султанович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
46. Ганеев Раис Абдрахманович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
47. Гараев Мирсагит Минигараевич – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
48. Гараев Саабир – 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК
49. Гараев Сабирян Гараевич – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК
50. Гараев Сафа Есовилович – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
51. Гареев Валиулла Насибулович – 1917 г. рожд., призван Агрызским РВК
52. Гарифуллина Загит Муллахметович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
53. Гарифуллина Сабир – 1915 г. рожд., призван Красноборским РВК
54. Гатаулин Матолоц – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
55. Гатаулин Нури Галиахметович – 1918 г. рожд., призван Агрызским РВК
56. Гафаров Габдулхак Гайсиевич – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
57. Гизатов Абдулахат – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
58. Гизатулин Заграй Мангазович – 1905 г. рожд., призван Красноборским РВК
59. Гизатулин Харис Садыкович – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК
60. Гимадиев Нура Гимадиевич – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
61. Гоголев Александр Ефимович – 1896 г. рожд., призван Красноборским РВК
62. Гоголев Алексей Александрович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
63. Гоголев Василий Александрович – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
64. Гоголев Василий Егорович – 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК
65. Гоголев Николай Максимович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
66. Гоголев Степан Сергеевич – 1897 г. рожд., призван Красноборским РВК
67. Голосов Алексей Борисович – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК
68. Гринь Тимофей Федотович – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК
69. Губайдулин Мухамед – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК
70. Губайдулин Такир – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
71. Губайдуллин Лотфулла Губаевич – 1907 г. рожд., призван Красноборским РВК
72. Губайдуллин Лутфулла – 1898 г. рожд., призван Красноборским РВК
73. Гузанфаров Саид Гараевич – 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК
74. Давлетбаев Салим – Герей – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
75. Давлеткиров Зинур Кирович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
76. Денисенко Констанин Андреевич – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
77. Дугин Михаил Алексеевич – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
78. Дудин Александр Иванович – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК
79. Ехлаков Андрей Филиппович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
80. Ехлаков Михаил Федорович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
81. Зайнудинов Фассах Санафович – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
82. Зайнутдинов Хаби – 1907 г. рожд, призван Агрызским РВК
83. Зайцев Вали Абдурахманович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
84. Зайцев Илья Ильич – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
85. Закиров Гариф Латыпович – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
86. Закиров Канафей Хазиахметович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
87. Закиров Масгут Закирович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
88. Закиров Мулла Мухамедович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
89. Закиров Мухаметнур Мухаметнурович – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК
90. Закиров Сабир – 1903 г. рожд., призван Красноборским РВК
91. Залилов Касим – 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК
92. Замиев Абдул – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
93. Зарипов Хасан Зарипович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
94. Зарыпов Хазы – 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК
95. Зигангараев Ахун Садыкович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
96. Зубков Василий Савельевич – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
97. Зыкин Егор Ильич – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
98. Ибатуллин Султан Тухбатулович – 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК
99. Игнатьев Георгий Яковлевич – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
100. Иксанов Фаси – 1909 г. рожд., призван Красноборским РВК
101. Ильин Николай Михайлович – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК
102. Имамудинов Юнус – 189 г. рожд., призван Агрызским РВК
103. Исламов Митрофан Михайлович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
104. Исхаков Мулла Ахметович – 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК
105. Ихсанов Имами Гильфанович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
106. Ишмуратов Александр - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
107. Кадыров Зуфар Мулламухамедович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
108. Каиров Галимулла - 1907 г. рожд., призван Красноборским РВК
109. Каиров Юнус Каирович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
110. Калимулин Абдул Калимулович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
111. Калимуллин гаяз – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК
112. Капитонов Валентин Андреевич – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
113. Карабаев Илья Алексеевич – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
114. Каримов Абдурахман – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
115. Каримов Санда Муланурович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
116. Каримов Эмиль Михамедович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
117. Карташев Иван Васильевич – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК
118. Киселев Аркадий Алексеевич – 1926 г. рожд., призван Агрызским РВК
119. Козырев Иван Данилович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
120. Кокотов Василий Трофимович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
121. Королев Василий Степанович – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК
122. Котаев Владимир Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
124.Красильников Иван Петрович – 1894 г. рожд., призван Красноборским РВК
125. Красноперов Александр Михайлович – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК
126. Красноперов Алексей Степанович – 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК
127. Красноперов Андрей Алексеевич – 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК
128. Красноперов Василий Афанасьевич – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
129. Красноперов Василий Ильич – 19212 г. рожд., призван Красноборским РВК
130. Красноперов Иван Александрович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
131. Красноперов Иван Романович – 1917 г. рожд., призван Агрызским РВК
132. Красноперов Фрол Васильевич – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
133. Кугубеев Кузьма Когубаевич – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
134. Кудрявцев Павел Иванович – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК
135. Кузнецов Леонид Стефанович – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК
136. Кузнецов Петр Егорович – 1920 г. рожд., призван Красноборским РВК
137. Ласков Василий Тихонович - 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК
138. Лошаков Яков Степанович - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
139. Лубнин Игнатий Стефанович - 1909 г.рожд., призван Агрызским РВК
140. Лузьянов Иван Евсеевич - 1926 г.рожд., призван Красноборским РВК
141. Любимов Алексей Кириллович - 1924 г.рожд., призван Агрызским РВК
142. Мазитов Абдрахман Мазитович - 1904 г.рожд., призван Агрызским РВК
143. Мазитов Ниязи Муллаянович - 1918 г.рожд., призван Агрызским РВК
144. Мананов Закир Муллахметович - 1923 г.рожд., призван Красноборским РВК
145. Мануилов Дмитрий Степанович - 1920 г.рожд., призван Агрызским РВК
146. Марков Михаил Сергеевич - 1923 г.рожд., призван Красноборским РВК
147. Миляев Ишай Миляевич -1910 г. рожд., призван Красноборским РВК
148. Миникеев Хусаин - 1916 г. рожд., призван Агрызским РВК
149. Минникаев Гафур Саттахиевич - 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК
150. Михайлов Ишпай Михайлович - 1902 г. рожд., призван Агрызским РВК
151. Моктасипов Гаянтин - 1905 г.рожд., призван Красноборским РВК
152. Молин Николай Васильевич - 1912 г., призван Агрызским РВК
153. Молчанов Исаак Тарасович - 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК
154. Мубаракшин Давлятша - 1900 г. рожд., призван Агрызским РВК
155. Муратов рабдинар - 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
156. Мурзин Петр Михайлович - 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК
157. Мусин Гумар Абдуллович - 1925 г. рожд.,
158. Мусин Минихан Шайхудилович - 1924 г.рожд., призван Красноборским РВК
159. Мусин Мухуб Рахманович - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
160. Муслимов Рахимзян Гайсеевич - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
161. Мустафиев Халим - 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК
162. Мухаммедов Ахмед Муллахмедович - 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
163. МухамедзяновМулла - 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
164. Набиуллин Кашфи - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
165. Надыров Гайса Нуртдинович - 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК
166. Нариманов Гаскар Муллахметович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
167. Некрасов ВАСИЛИЙ Яковлевич - 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК
168. Нехорошков Николай Иванович - 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК
169. Никитин Михаил Никитович - 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК
170. Николаев Иван Николаевич - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
171. Нуриев Равиль - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
172. Оленев Константин Владимирович - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
173. Оменов Садык Салимович - 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
174. Переведенцев Анатолий Александрович - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
175. Петров Михаил Григорьевич - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
176. Пиигерт Август Янович - 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК
177.Пилишкин Владимир Михайлович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
178. Полтанов Дмитрий Григорьевич - 1903 г. рожд., призван Красноборским РВК
179. Пономарев Алексанодр Павлович - 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК
180. Рашитов Назип Рашитович - 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК
181.Решетников Иван Семенович - 1905 г. рожд., призван Агрызским РВК
182. Рой Иван Петрович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
183. Ромазанов Валей Ахметович - 1898 г. рожд., призван Красноборским РВК
184. Ромазанов Салих Закирович - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
185. Сафиуллин Сабирзян Мулламухаметович - 1909 г. рожд., призван Агрызским РВК
186. Садыков Абдурахман - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
187. Садыков Минехан Бадурович - 1924 г. рожд.
188. Сайпишев Исай Сайпишевич - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
189. Сатаров Нургали Баталович - 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК
190. Сафиуллин Сабирзян Мулламухаметович - 1909 г. рожд., призван Агрызским РВК
191. Салихянов Файзулла - 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК
192. Семчурин Сергей Григорьевич - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
193. Сенников Василий Анфилович - 1905 г. рожд., призван Красноборским РВК
194. Сибгатуллин Заки Гариевич -1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
195. Сибгатуллин Чингиз Митахметович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
196. Смирнов Владимир Кузьмич - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
197. Смирнов Иван Михайлович - 1926 г. рожд., призван Агрызским РВК
198. Смольников Николай Иванович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
199. Соколов Василий Евдокимович - 1897 г. рожд., призван Агрызским РВК
200. Сарваров Таймдар Сарварович - 1911 г. рожд.,
201. Староверов Иван Филиппович - 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК
202. Ступак Василий Петрович - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
203. Сутягин Иван Логинович - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
204. Сутягин Петр Алексеевич - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
205. Тверитинов Михаил Иванович - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
206. Теленков Александр Васильевич - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
207. Тимербаев Тимерхан Тимербаевич - 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК
208. Тимергалиев Габдунур - 1907 г. рожд., призван Красноборским РВК
209. Тимонин Дмитрий Алексеевич - 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК
210. Тимуршин Талгат - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
211. Тиморшин Фатых - 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК
212. Тимофеев Иван Максимович - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
213. Третьяков Аркадий Егорович - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
214. Третьяков Дмитрий Демидович - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
215. Трущалов Григорий Иванович - 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК
216. Тулбаев Саит Заманович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК
217. Фазлов Мухаметдин - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
218. Фатагов Гимас Шиганович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
219. Халиков Харис Халикович - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
220. Хамандритов Михаил Александрович - 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК
221. Хасанов Абдул - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК
222. Хасанов Фатых - 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК
223. Хафизов Минахмат Мухамадьянович - 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК
224. Хисанбеев Муламухамед - 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК
225. Хихматулин Захар - 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК
226. Холкин Петр Васильевич - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
227. Хузин Кутдус Хузиевич - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
228. Хузин Рахман - 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК
229. Хузяхметов Закий Халитович - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК
230. Хурматов Гильмулла Хурматович - 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК
231. Хусаинов Рашид Шигапович - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК
232. Чигвинцев Александр Радионович - 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК
233. Чигвинцев Алексей Павлович - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
234. Чигвинцев Андрей Дмитриевич - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК
235. Чикуров Николай Андреевич - 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК
236. Шайхутдинов Хуппи - 1905 г. рожд., призван Агрызским РВК
237. Шакиров Камали Ибрагимович - 1915 г. рожд., призван Агрызским РВК
238. Шакиров Муллахмет Шакирович - 1909 г.рожд., призван Агрызским РВК
239. Шакиров Шакул Шакирович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
240. Шамсутдинов Гариф Шайхутдинович - 1907 г. рожд.,призван Красноборским РВК
241. Шамшурин Иван Николаевич - 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК
242. Шарафеев Салих Шарафиевич - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
243. Широких Михаил Федорович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
244. Юрлов Сергей Алексеевич - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК
245. Юрьев Василий Иванович - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК
246. Яляев Илдархан Резоолович - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК
247. Ясовиев Гарай- 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК
НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ ХМЕЛЬНИЦКОГО
1. Тараканов Фома Никитич - 1914 г. рожд., призван Агр
Началась великая битва, смертельная схватка советского народа с фашистскими ордами за Родину, честь и свободу. Самоотверженный труд в тылу, героизм воинов на фронте явились залогом победы Советского Союза. Огромную роль в разгроме врага сыграл железнодорожный транспорт. Железные дороги являлись кровеносными артериями страны, связывали фронт с тылом. Поэтому во всей работе советского народа по обеспечению боевых операций Красной Армии была исключительно велика роль железных дорог и железнодорожников.
С первых же дней войны железно дорожники показали исключительные образцы трудового героизма, не щадя своих сил в любых условиях, в любой обстановке доставляя вовремя необходимые грузы фронту. В прифронтовой полосе железнодорожники в сложнейших условиях водили поезда. Одним из звеньев огромного железнодорожного конвейера нашей страны являлся Агрызский железнодорожный узел.
Располагаясь на магистрали, связывающей два крупнейших промышленных района Советского Союза — Урал и промышленный центр, Агрызский узел за годы первых пятилеток был переоборудован и переоснащен новой техникой: паровозный парк пополнился мощными локомотивами серии «ИС» и «ФД», вагонный парк — четырехосными вагонами, маломощные рельсы заменены одноразовыми, автоматизировалась связь. Вместе со всеми железнодорожниками страны железнодорожники Агрыза во время войны показали образцы высокой сознательности и трудового героизма, бесперебойно снабжая фронт вооружением с промышленного Урала, из Ижевска и Воткинска, обеспечивая победу Красной Армии. Все звенья железнодорожного транспорта: паровозники, вагонники, путейцы, движенцы — на Агрызском узле работали четко и ритмично. Все было подчинено задаче разгрома врага.
С первых дней войны агрызские железнодорожники послали лучших своих сынов и дочерей на священную войну с фашистами. Многие агрызцы на своих паровозах уехали трудиться в прифронтовую зону. Шесть паровозных бригад на своих паровозах были посланы в Эстонию для экстренной вывозки народнохозяйственных грузов с тем, чтобы станки, оборудование не попали врагу. В эвакуации принимали участие такие машинисты, как Ралдугин Н.И., Куликов К. Г.
На узле развернулось соревнование по скорейшей доставке грузов для фронта: оружия, боеприпасов, живой силы и эвакуации в глубь страны оборудования промышленных предприятий западных районов, населения, раненых воинов. Поток грузов с каждым днем нарастал.
Узким местом в работе Агрызского железнодорожного узла были однопутное движение и жезловая система, которые ограничивали пропускную способность перевозок. Агрызцы нашли выход из этого трудного положения. Установили живую блокировку на перегонах. На каждом перегоне, где сейчас установлены мачты светофоров, были созданы блокпосты, стояли люди с сигнальными фонарями. В зной и стужу, в дождь и снег, меняя свет ручных фонарей, они тем самым регулировали движение поездов. Если при жезловой системе на перегоне мог находиться один поезд, то при живой блокировке — несколько. Тем самым намного увеличивалась пропускная способность однопутки, а это давало возможность ускорить продвижение поездов.
Вся наша страна превратилась в боевой лагерь. Работать за двоих, за троих и даже за четверых стало девизом агрызских комсомольцев. Слесари подъемочного цеха паровозного депо Черемухин и Валеев, проводив на фронт члена своей бригады, продолжали работать за троих. Арматурщики этого цеха комсомольцы Гурков, Лузин, Тараскин И. пришли в партком депо и заявили, что в мирное время делали впятером, они в это трудное время берутся выполнить втроем. Слово они сдержали. С подъемочного ремонта паровозы выходили на 2-3 часа раньше срока. Часто на долю комсомольцев выпадали трудные дни. На канаву становилось сразу несколько паровозов. В такие дни три товарища, сплоченные одним стремлением, отказываясь от отдыха, не покидали цех до тех пор, пока арматурные работы не заканчивали до конца.
Агрызцы не только самоотверженно трудились над выполнением производственных заданий, выполняли и перевыполняли нормы, но и с оружием в руках пошли защищать Родину. В первые же дни войны из нашего района ушли на фронт 69 коммунистов, из которых 8 человек были работниками аппарата райкома учреждений. Среди них Шагидуллин — заведующий райфинотделом, Репин П.И. —директор школы №10(74), Власов А. (освобожденный работник комсомола школы) и другие.
Среди пограничников, встретивших врага первыми, был и наш земляк — молодой лейтенант Нуруллин Ахнаф Шайдулович, прошедший всю войну, получивший ранение, награжденный за боевые заслуги орденами и медалями, среди которых орден Александра Невского. После войны А.Ш. Нуруллин посвятил свою жизнь воспитанию детей.
Садыкова А.Ш. война застала на Западной Украине, где он проходил срочную службу в железнодорожных войсках Красной Армии. Их взвод бросили на защиту границы, но силы были неравные, пришлось отступать. Перед взводом была поставлена задача: взорвать железнодорожные мосты, сооружения, предприятия электростанции, линии передачи с тем, чтобы ничто не досталось врагу.
«Конечно, — говорит А.Садыков, — очень тяжело было заниматься этим трудным делом, жаль было уничтожать все то, что создавалось упорным трудом советских людей, но ничего не поделаешь — война». Затем их минно-подрывной взвод был переброшен под Москву, под стенами которой стояли насмерть воины Красной Армии. А.Ш. Садыков прошел боевой путь до стен Кенигсберга.
Фронт требовал все новых и новых сил. Редели ряды железнодорожников узла. Не хватало паровозников, вагонников, кондукторов, движенцев, путейцев, связистов. На смену ушедшим на производство пришли женщины, девушки, подростки. Сознавая всю ответственность переживаемого момента, многие девушки-комсомолки .только окончившие среднюю школу, шли на производство. Так влились в семью железнодорожников Митрофанова В., Бычкова, Сальникова П. и др. В механическом цехе паровозного депо обучалось токарному делу 20 девушек, специальностью помощника машиниста овладели шесть девушек, из них Тараскина, Кузнецова, Мухачева, Усманова и др. Многие из женщин ездили кочегарами. 9 бывших домохозяек стали работать кондукторами и проводниками, четверо — путейцами. Да разве этими цифрами измерить патриотизм агрызских девушек и женщин. Ведь их было гораздо больше, пришедших на транспорт. Самоотверженно трудились славные патриотки.
Комсомольцы узла прилагали все силы к тому, чтобы оказать героической Красной Армии максимальную помощь. Они были зачинателями многих дел. В связи с войной увеличился расход металла, и его экономия и сбережение стали одной из первоочередных задач на производстве. Комсомольцы паровозного депо явились инициаторами сбора металлолома. С 22 июня по 12 июля 1941 г. ими было собрано 40 тонн металла. Путейцы в один из воскресных дней собрали 100 тонн, из которых 60 тонн сразу же отгрузили на заводы. Сбор металлолома комсомольцами и железнодорожниками продолжался в течение всей войны.
Многочисленные факты самоотверженного труда молодежи на производстве говорили о стремлении быть везде и всюду впереди. Комсомолец, слесарь локомотивного депо Бесогонов производственные задания выполнял не менее чем на 250%. Слесари вагонного депо Старочкин, Шадрин и другие давали по 210— 270% нормы.
В годы Гражданской войны, когда молодая Советская республика напрягала все силы в борьбе с интервентами и белогвардейцами, бронепоезда играли весьма важную роль. Их личный состав вписал в историю немало примеров стойкости, самоотверженности, безграничной преданности своей Родине. Передвижные крепости, защищенные броней, наносили мощные удары по врагу, уничтожали его живую силу, героически отстаивали родную советскую землю. Инициаторами строительства этих крепостей на колесах часто были тогда железнодорожники. Так, в годы Гражданской войны агрызские железнодорожники построили бронепоезд «Свободная Россия № 1», который сыграл большую роль в разгроме мятежников Ижевска и колчаковцев.
Кое-кому казалось, что в современной войне танки, вездеходные боевые машины совершенно вытесняют привязанные к рельсовым путям громоздкие бронепоезда. Но народ вспомнил минувшие битвы за Родину и, предвидя битвы грядущие, говорил: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Советские люди знали, что придет время, наступит час испытаний и бронепоезда вновь выступят на защиту Отечества. И час испытаний настал. Вместе с танками, со всей нашей техникой выступили на поле битвы и бронепоезда, покинув запасные пути для новых схваток с врагами. В настоящее время железнодорожники с гордостью могут сказать, что в этом строительстве они сыграли решающую роль, вспомнив старые традиции, с энтузиазмом взялись за сооружение бронированных крепостей.
А агрызские железнодорожники, вспомнив, как их руками был построен бронепоезд «Свободная Россия №1», решили построить новый бронепоезд, присвоив ему имя героя Гражданской войны Василия Чапаева. В сентябре грозного 1941 г.железнодорожники Агрыза приступили к строительству бронепоезда.
В паровозном и вагонном депо были созданы специальные строительные бригады, возглавляемые начальником депо Кунцевичем и Павловым А.Н. Начальником строительства назначили начальника вагонного участка Васильева, а комиссаром — начальника по безопасности движения поездов Захарова М.М. Был подобран соответствующий паровоз серии ОВ-6814, отремонтирован, а в вагонном депо—три платформы. Работа закипела. На пути строительства много встречалось трудностей и препятствий. Например, не хватало инструмента, материалов, трудно было достать броню, но строители совместными усилиями преодолевали эти трудности. Активное участие в строительстве бронепоезда принимали машинисты Омельянюк М., Веригин М., Парыгин М., бригадир Шкатов И.С., мастера Марьин, Терсков, кузнец Мальцев, слесари Митрошин, В.И. Фахрутдинов, Шуравин, Телятников, Волков, Ивонин; электросварщицы Липина, Колбина и многие другие.
Боевое задание было выполнено к концуапреля 1942 г.Бронепоезд «Василий Чапаев», состоявший из бронепаровоза, бронеплощадок, бани, был готов. Этот прекрасный подарок железнодорожники Агрыза изготовили к 1 Мая. Необходимо было сформировать экипаж. Много поступило заявлений от рабочих депо с просьбой зачислить их в штат бронепоезда. Отобрали лучших людей депо — дисциплинированных, обладающих чувством ответственности за порученное дело, скромных, готовых выполнить любое задание. В состав паровозной бригады вошли машинист Кустарников П.В., помощник машиниста Жевлаков Г.В., Навшиванов Г., Батаев А.А., Понов В.М. По случаю отправки бронепоезда на фронт состоялся митинг, на котором выступавшие пожелали команде ратных подвигов, беспощадно громить фашистов и возвратиться домой с победой. Воины-агрызцы честно выполнили свой долг.
Бронепоезд «Василий Чапаев» отправили сначала в Канаш для доводки и оборудования оружием, а затем в Москву. Из Москвы бронепоезд направили на Сталинградский фронт защищать узловую станцию Верхний Баскунчак в 180 км от Сталинграда от налетов фашистских самолетов. Из Баскунчака бронепоезд сопровождали воинские эшелоны и санитарные поезда. После этого «Василий Чапаев» был направлен на станцию Бузан для обороны крупнейшей на Волге сливной базы горючего и двух мостов через Ахтубинский и Бузанский рукава дельты Волги.
После ликвидации фашистской группировки под Сталинградом бронепоезд участвовал в освобождении Украины, Польши. Если проследить боевой путь бронепоезда по карте, то он будет таким: Агрыз -Москва - Баскунчак - Сталинград -Бузан - Астрахань - Элиста - Грозный - Ростов-на-Дону - Харьков - Шепетовка - Краков - Ужгород - Москва.
Осенью противник рвался к столице нашей Родины Москве. Страна мобилизовала все силы.
Утром 7 ноября 1941 г. мимо Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в полной боевой готовности, преисполненные решимости отстоять свою столицу парадным Шагом прошли защитники Родины. Вступил в бой под Москвой и Каледин В. Г., прошедший многие фронты и вернувшись домой с победой, он всю свою сознательную жизнь посвятил железнодорожному транспорту.
Под стенами столицы, а затем и под Сталинградом сражался мастер производственного обучения СГПТУ-27 Паршенков И. Н. Небо Москвы защищали агрызские девушки, неся службу в войсках противовоздушной обороны: Абрамова П. С. —учительница средней школы №76, Семашкова Е. Ф. — работница фильтровальной станции, Колесникова В.Н. — секретарь школы - интерната №4, Костенкова М. В. — заведующая сберкассой, Чикурова Е. А. — народный судья М. Пургинского района, Тараскина 3. П. — помощник начальника Ижевского резерва проводников по кадрам и др. В эти ответственные дни, когда враг рвался к столице, железнодорожники Агрыза продолжали трудиться с большим напряжением, зная о том, что они доставляют грузы непосредственно Москве. От четкости и организованности транспорта зависел подвоз войск, вооружения и боеприпасов, продовольствия. Для выполнения всех этих важнейших задач требовались железная дисциплина, четкая организация труда всего коллектива узла. Сотни железнодорожников своим повседневным трудом доказывали, что они умеют работать по-военному. Великая Отечественная война выдвинула плеяду передовиков социалистического труда среди паровозников, вагонников, путейцев, связистов, движенцев.
Так, молодые железнодорожники-комсомольцы взяли на себя обязательство работать по-фронтовому. Организовали несколько комсомольско-молодёжных фронтовых бригад и смен, они взяли на себя обязательство строго отправлять поезда по графику, сокращать простои вагонов под погрузкой и выгрузкой, улучшить работу паровозного депо, топливного склада, производить ускоренный ремонт вагонов, в отличном состоянии держать путь.
Одну из первых фронтовых бригад возглавил диспетчер по отделению Котов.
Огромная ответственность в продвижении поездов лежала на паровозных бригадах. Машинисты включились в соревнование по скоростному движению поездов. Многие из них стали мастерами этого дела. Так, машинист Ралдугин Н.И. с высокой скоростью, без набора воды провел поезд на участке Янаул—Агрыз. Кри-воносовскими рейсами водил поезда машинист Кощеев. 28 ноября 1941 г. машинист Мичков, соревнуясь с диспетчером Прудниковым, добился рекордного пробега локомотива—за сутки в среднем 1119 км.
Работа движенцев и паровозников во многом зависела от вагонников, от их умелой и слаженной обработки поездов. В этом отношении отличалась фронтовая смена осмотрщиков под руководством Валикаева. Выполняя взятые на себя обязательства, смена четко и быстро обрабатывала поезда и отправляла их с нулевой утечкой воздуха в тормозах. Руководство дороги внимательно следило за работой фронтовых бригад и смен, членам которых объявлялись благодарности и вручались аттестаты «Отличник трудового фронта». Так агрызские железнодорожники ковали победу над фашистской Германией.
В ходе кампаний 1941 и начала 1942 г. была одержана блестящая победа под Москвой, которая оказала огромное влияние на весь последующий ход войны. Эта победа далась упорным трудом фронта и тыла. В этом есть заслуга и агрызских железнодорожников. Победа под Москвой вызвала трудовой подъем среди агрызцев. Машинисты депо Веригин М., Репин и другие отмечали новый 1942 год вождением поездов на высоких скоростях. Среднесуточный пробег их паровозов достиг 1 000 км. Они не только на высоких скоростях водили поезда, но и после поездок с охотой выполняли другие работы. Так, машинист Веригин М. работал сварщиком, выполняя по 200—250% нормы. Ковалев в свое свободное время работал на слесарных работах.
Широко на узле развернулось соцсоревнование в честь 24-й годовщины Красной Армии.
При суровом морозе работали 21 января 1942 г. составители поездов станции Агрыз Даутов М. и Завалишин. Несмотря на 50-градусные морозы, они обрабатывали поезда за 15 минут. За 5 часов их бригады выполнили сменное задание по формированию поездов. Весь местный груз был вовремя доставлен к местам погрузки и выгрузки. Коллектив кузнечного цеха паровозного депо из месяца в месяц перевыполнял задания.
К 24-й годовщине Красной Армии на узле и в городе началось движение по сбору средств в фонд обороны и подарков для воинов. Первым отчислил половину своего заработка за одну поездку машинист Воробьев Г. Следуя его примеру, в фонд обороны сразу же отчислили 70 других работников депо. Во всех организациях и на предприятиях был проведен сбор подарков и теплых вещей. Работники военизированной охраны отправили фронтовикам 15 фуфаек, 5 свитеров, 10 шапок, несколько пар валенок, теплого белья. Путейцы собрали 15 пар теплого белья, много шапок военного образца, телогреек. Работники райтрансторгпита послали бойцам Калининского фронта 47 комплектов теплого белья, 10 пар фуфаек и брюк, 40 кг печенья, 20 кг конфет, 80 флаконов одеколона, много туалетного мыла. Всего было отправлено 240 посылок.
А железнодорожники Казанской ж. д. с начала войны до 24-й годовщины Красной Армии собрали для бойцов фронта 21179 теплых вещей, в том числе сотни полушубков, валенок, шапок, белья, фуфаек, брюк, шерстяных носков, перчаток, 2754 овчины, 471 кг шерсти, 111417 рублей. Всего в фонд обороны было собрано 3850518 руб.
Железнодорожники Агрыза оказывали помощь дорогам освобожденных районов запада: связистами было оборудовано пять вагонов походных станций связи, вагонники построили здание пункта технического осмотра. Все работы выполнялись в нерабочее время. Летом 1942 г. немцы нацелили свой главный удар на Сталинград и Кавказ. Положение страны было тяжелым. В боях за Сталинград в 205-й стрелковой дивизии участвовал Линьков М. И., прошедший всю войну и закончивший ее в Венгрии. После войны, демобилизовавшись из рядов Красной Армии, Линьков М. И. вернулся на Родину в Агрыз и работал счетным работником Госбанка. Работник районного узла связи Сахибкарамов Н. К. под Сталинградом возглавил группу разведки. При выполнении боевого задания — достать «языка»— он был тяжело ранен, а затем отправлен в госпиталь. Но задание было выполнено успешно.
. и шофер прорабского пункта Наполских А. Д. Они принимали участие в освобождении Новороссийска, Ростова-на-Дону, Николаева, Одессы, Молдавии, с боями прошли Румынию, Венгрию, Австрию.XПосле разгрома немцев под Сталинградом началось стремительное наступление Красной Армии. На Северном Кавказе наши войска тоже наступали. Враг под сильными ударами вынужден был откатываться. В боях за Северный Кавказ в одной воинской части сражались бывшие директор хлебозавода Музафаров Б.
В первой железнодорожной бригаде в боях на Севером Кавказе и Дону участвовала наша землячка Яковлева Н.Ф., которая возглавляла техническую разведку. Под ее руководством обнаруживались повреждения железнодорожной линии, устанавливалась степень разрушения, затем проводились ремонт пути, восстановление мостов. Так., первая железнодорожная дивизия, получившая название гвардейской, в которой служила Яковлева Н.Ф., прошла Украину, Польшу, Германию и принимала участие во взятии Берлина.
В эти ответственные дни агрызцы трудились не покладая рук. Фронтовые смены осмотрщиков вагонов поставили задачу как можно быстрее обрабатывать вагоны. Раньше, например, считалось, что смену колесных пар можно было производить только с отцепкой вагона из состава. Осмотрщики доказали, что это можно делать в составе. При норме три часа колесные пары стали заменяться за 1,5 часа и даже меньше. Этот метод получил распространение среди всех смен.
Не отставали и от своих родителей их дети-учащиеся, вносившие свой вклад в дело разгрома врага.
В школе № 76 (до войны она значилась под № 10) с первых же военных месяцев разместился тыловой госпиталь № 2785. Учащиеся ухаживали за ранеными бойцами, готовили для них подарки, писали им письма домой, выступали перед ними с концертами. Пионеры шефствовали над семьями фронтовиков, помогали школам по хозяйству. Только тимуровцы за один день распилили и раскололи дрова для 34 семей фронтовиков. Под руководством учителей Домбровской Т.К. и Державиной пионеры и комсомольцы СШ №10 (74) распилили и раскололи для школы 80 куб. м дров. Пионеры и школьники Казанской ж. д. на постройку танков и самолетов собрали 243 тыс. руб., кроме того, 46 тыс. руб. на подарки бойцам и 12664 вещевых подарка.
Учителя школ узла провели сбор средств и продовольствия в фонд помощи жителям городов Харькова и Карачева. Заслуженная учительница ТАССР Леонтьева Е. И. внесла на 500 рублей овощей, заведующая начальной школой № 42 Драчева М. Я. сдала 32 кг картофеля и 500 руб., учительница городской школы Ханова сдала 32 кг картофеля и 300 руб. и др. Победа Красной Армии под Сталинградом оказала огромное влияние на весь ход зимней кампании 1942—1943 гг.
Волнующей эпопеей Великой Отечественной войны была беспримерная оборона Ленинграда, явившаяся ярчайшим образцом патриотизма советских людей.
Железнодорожники Агрыза, как и весь советский народ, оказывали повседневную помощь героическим ленинградцам. На Балтийском фронте сражался с врагом мастер вагонного депо Плешачков А. И., служивший на миноносце «Суровый». Строймастер локомотивного депо Ахметов С. А. на катере «Морской охотник» защищал подступы к Ленинграду. Машинисту Панкратову М.М. пришлось испытать горечь отступления от западной границы, затем защищать Москву. Когда враг у стен столицы был разгромлен, их воинскую часть перебросили на Ленинградский фронт. М.М. Панкратову пришлось обеспечивать связь Дороги жизни, которая была проложена по дну Ладожского озера. После снятия блокады Ленинграда — победные бои в Эстонии, Латвии, Литве и Германии. Войну М.М. Панкратов закончил в Кенигсберге.
В 1942 г. на Северо-Западном фронте под Старой Русой начала свой боевой путь Репина Е.Г. Затем прошла по дорогам войны в составе 906-го особого батальона связи Второго Белорусского фронта, громившего фашистов в Белоруссии, Польше, Германии. После войны Репина Е.Г. в течение 26 лет работала в школе № 74 библиотекарем, воспитывая молодое поколение на боевых и трудовых традициях старшего поколения. На призыв комсомольцев ЦК ВЛКСМ и сектора политуправления НКПС о быстрейшей доставке грузов для славных защитников Ленинграда, фронтовая смена Котова взяла обязательство — все грузы для города Ленина грузить и отправлять в первую очередь и давать им зеленую улицу. В одно из дежурств диспетчер Сорогин собрал на отделении и отправил для ленинградцев 60 вагонов груза. Так же поступил в свое дежурство и диспетчер Прудников.
Всего по отделению за короткий срок было отправлено свыше 700 вагонов. Ленинградцы писали в своем письме железнодорожникам Казанской ж. д.:
«Дорогие товарищи!
Подлый враг все еще не отказался от мысли захватить город Ленина. Немцы все еще здесь, под стенами Ленинграда. В это суровое для нас время вы, железнодорожники Казанской ж.д., помогли нам. Коллектив железнодорожников Октябрьской ж.д. крепко ценит дружбу с казанцами. Спасибо за ваше внимание и заботу о нас, за теплое чувство. В этих чувствах мы черпаем силы и бодрость для дальнейшей борьбы. Мы знаем, вы с нами в этой борьбе. Плечом к плечу, как бойцы на фронте мы чувствуем вас — своих друзей и товарищей. Этим чувством дружбы, спаянности и единства живет сейчас вся страна. Вот почему крепка наша уверенность в победе. Враг будет отброшен от стен Ленинграда, сметен с советской земли».
Благодаря усилиям всей страны, а также скромного вклада в общее дело железнодорожников Казанской ж. д., в том числе и агрызцев, мучительная блокада Ленинграда, длившаяся более года, в первой половине января 1943 г. была прорвана.
Агрызцы, воодушевленные победой Красной Армии под Ленинградом, обеспечивали беспрепятственный прием и отправление поездов. Так, 18 января 1943 г. станция Агрыз испытывала трудности в работе. Однако дежурный по станции Санников нашел выход из затруднительного положения. Используя станционные пути и тупики, обеспечил бесперебойное продвижение поездов. Быстро формировали поезда Агафонов и Жероб.
Наращивались темпы перевозок на узле. 23 марта 1943 года среднесуточное продвижение порожняка составило 570,5%. Особенно хорошо был проведен эстафетный поезд машинистом Вагаповым. Скорость маршрута выразилась в 1180 км в сутки. Со скоростью 1000 км в сутки провел эстафетный поезд машинист Бубнов. 26 марта 1943 г. машинист Бакиев провел поезд со среднесуточной скоростью 832 км. Четкая работа паровозников зависела от движенцев. Правильно обеспечивая работу отделения, движенцы способствовали скорейшему продвижению поездов. 31 марта 1943 г. в смену дежурного по отделению Миропольского диспетчеры Журавлев и Карпенко организовали скоростное продвижение маршрутов. Состав из 72 вагонов от станции В. Поляны до Агрыза был проведен машинистом Вотичевым со среднесуточной скоростью 972,2 км. Машинист Метляков на Том же участке доставил порожняком поезд со скоростью 1041 км в сутки. Чтобы ускорить работу паровозов, коллектив склада топлива обязался снизить время простоя паровозов под снабжением. Так, бригада Газизовой Р. снабжала паровоз углем за 3-5 мин. Рабочие топливного склада занимались и выгрузкой угля. Смена Лихоносовой выгрузила в один из дней в нерабочее время 4 вагона. Рабочие Нигматзянов и Андриянов выполняли нормы на 150%. Машинист крана Хомяков однажды не уходил с работы 36 часов.
В начале июля 1943 г. началась Орловско-Курская битва, в которой участвовали и наши земляки. В 753-м артиллерийском полку сражался Бесогонов Н., пройдя путь от Курска до Берлина. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими. После войны Н. Бесогонов трудился в локомотивном депо токарем, был наставником молодежи, являлся ударником коммунистического труда, всегда перевыполнял нормы выработки.
Танкист Стариков Р.П. сражался под Орлом, и с первых дней пришлось окунуться в ожесточенные бои. Ему пришлось участвовать в форсировании Днепра, освобождать города Тернополь, Львов, Прагу. Вернулся домой Р.П. Стариков кавалером ордена Славы 111 степени. Он всю свою жизнь посвятил работе на железнодорожном транспорте.
Все чаще и чаще движенцы стали предоставлять поездам зеленую улицу, что означало безостановочное продвижение поездов на большие расстояния, редкий набор воды, маршрутизацию перевозок. Большое распространение стала получать кольцевая езда. Машинисты депо Карманников П. и Шелковников за 16 дней сделали 13 поездок по кольцевому графику без оцепки от поездов и без захода в основное депо. Они перевыполнили норму среднесуточного пробега паровозов на 120 км. В отдельные дни пробег был вдвое больше, чем задано, нормы технической скорости перевыполнялись на 4-5 км. Они успешно боролись за увеличение своего локомотива межподъемочным ремонтом. Их паровоз пробегал на 21 тыс. км больше, чем предусмотрено нормой. Образцово в эти дни трудились и ремонтники депо: слесари, токари, монтажники, арматурщики. Отличными показателями встретили День железнодорожника слесари депо Тараскин, Дубинкин, Тихонов, Ермошин, давшие по 2-2,5 нормы, по 1,5-2 нормы выполняли слесари комплексной бригады Лучинкина. Слесарь Усманов давал производительность труда на 214%, Бухарин — на 126%. Рабочие проявили инициативу в ремонте эвакпаровозов и скорейшей их доставке в освобожденные районы. Так был отремонтирован паровоз № 20-1657 за счет изысканных местных ресурсов и реставрированных изношенных деталей.
Изо дня в день вырабатывал более двух норм слесарь ПТО Кочергин, производя в смену ремонт 7-8 колесных пар без отцепки вагонов. Плотник вагонного депо Якимов норму выработки доводил до 332%. 18 ноября 1943 г. вагонники Агрыза отремонтировали сверх плана 30 вагонов. Шел неуклонно рост стахановцев и ударников на узле. В 1943 г. из общего количества (263 человека) стахановцев — 108, ударников— 99 человек. После разгрома фашистов под Сталинградом Красная Армия вела успешное наступление на юге страны. В октябре 1943 г.освобожден Новороссийск, затем Таманский полуостров. Теперь перед Черноморским флотом и Азовской флотилией, которая состояла из бронетанкеров, была поставлена задача произвести высадку войск 18 и 56-й армий с Таманского полуострова на Керченский с целью овладения портом Керчь. Бригада бронекатеров начала готовиться к десантным операциям. Одним из бронекатеров командовал наш земляк Абдрахманов А.К.
В ночь на 1 ноября 1943 г. началась высадка войск на Керченском полуострове. Экипаж катера Абдрахманова А. К. в течение двух суток сделал 12 рейсов, перебрасывая войска под ураганным огнем. За героизм и отвагу на переправе указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. лейтенанту А.К. Абдрахманову присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии катер под командованием Абдрахманова А. К. сражался в составе Дунайской флотилии.
В 1944 г. началось массовое освобождение территории нашей Родины и выход советских войск на государственные границы. В освобождении западных государств принимал участие наш земляк Шарипов Р. М. В ноябре 1943 г. его направили в школу сержантского состава Черноморского флота, которую закончил в июле 1944 г., получив специальность электрика-прожекториста. В составе Дунайской флотилии ему пришлось освобождать Румынию, Венгрию, Югославию, Чехословакию, Австрию. После окончания войны Р. М. Шарипов всю свою жизнь посвятил работе в партийных и советских органах.
Комсомольцы и молодежь узла в ответ на героическое наступление Красной Армии встали на вахту по борьбе со снежными заносами в честь 26-й годовщины Красной Армии. Развернули массовое соревнование молодежи по очистке станционных, складских и тракционных путей от снега. На уборке снега регулярно работало 43 комсомольско-молодежные бригады, в которые входило 420 чел. За 10 дней февраля 1944 г. они отработали на снегоборьбе 3648,5 человеко-часов. Приказом начальника Казанской ж. д. за активное участие в снегоборьбе была поощрена большая группа комсомольцев, в том числе Суханова З., бухгалтер ТН; Сапожникева К., счетовод ШЧ-6; Бочкарева 3., счетовод ТН-5; Танеева Э., Неклюдова Л. — ученицы СШ № 10 (74).
Комсомольцы организованно решили переключиться на водоборьбу, всемерно оказывая помощь путейцам в пропуске вешних вод, обеспечивая бесперебойное продвижение поездов с грузами для фронта. В период войны среди машинистов развернулось движение за экономию топлива. Это стало боевой задачей железнодорожников. В апреле 1944 г. машинисты братья Иващенко сэкономили 44 т угля, а в мае бригада В. Иващенко сберегла 5 т угля, а машинист Омельянюк сэкономил 4 т. Сэкономленное топливо было передано в особый фонд. По-прежнему на узле обращалось внимание сбору металлолома. За первый квартал 1944 г. комсомольцы собрали 630 т, за что получили третью премию ЦК ВЛКСМ и Наркомчермета.
На узле очень трудно было производить разгрузочные работы угля, не хватало рабочей силы. Комсомольцы решили помочь рабочим склада топлива построить разгрузочную горку.
Хороших показателей добились вагонники, выполнив к 25 мая 1944 г. месячный план капитального ремонта вагонов на 102%, среднего — на 100%, годового осмотра на 115%. Организуя соревнование по профессиям и придавая гласности его итоги, вагонники добились значительного роста рядов двухсотников. Среди рабочих узла было до 40% женщин. Из них выросли замечательные кадры. Работницы Хамидуплина, Каргашина, освоив профессию плотника, выполняли норму на 200— 250%. Большую роль в борьбе за выполнение плана сыграло присвоение звания «Лучший плотник», «Лучший слесарь» и т. д. Звание «Лучший плотник» получил Якимов, обучивший плотницкому делу пять человек, которые затем давали норму на 200%. Звание лучшего слесаря участка было присвоено Кузнецову, выполнившему норму на 275%. Вагонники успешно выполнили полугодовое задание, завоевав переходящее Красное знамя РК КПСС. Во имя победы самоотверженно Трудились женщины узла. Выполняя мужскую работу, они не жалели сил и здоровья, чтобы как можно быстрее приблизить день победы.
Так, однажды поезд, Который вела машинист Валеева, был задержан у неосвещенного семафора одной из станций. Остановка произошла на подъёме. На выводку поезда потребовалось продолжительное время. Поезд находился под угрозой срыва с расписания. Чтобы предупредить опоздание, диспетчер Колыватов передал машинисту просьбу — добиться графика. Машинист Валеева выполнила указание диспетчера и привела поезд в Агрыз на 40 мин. раньше, чем было предусмотрено графиком.
Участники колонны паровозов имени 27-й годовщины Октября машинисты братья Гусевы, Куликовы, Иващенко, Вагаповы горячо поддержали призыв коллектива Сталинской ж. д. ко всем железнодорожникам Советского Союза о развертывании социалистического соревнования за ускорение оборота вагона. Слово паровозников не расходилось с делом. Каждый из них перевыполнял норму технической скорости на 6-7 км в час. Машинист Будников провел длинносоставный поезд из Агрыза в Янаул со скоростью 1160 км в сутки.
Агрызцы и в тылу совершали героические подвиги. 5 декабря 1944 г. на одном из паровозов образовалась течь контрольной пробки в резьбу. Котельный мастер Кубасов, учитывая напряженное положение на отделении, совершил самоотверженный поступок. Не потушив огня в топке и не снижая пара в котле, он залез в топку и завернул контрольную пробку. Этим была обеспечена своевременная выдача паровоза под поезд. Руководство дороги отметило самоотверженный поступок денежной премией.
1944 г. для Красной Армии был годом решающих побед на фронте. В этом есть огромная заслуга тыла, особенно железнодорожного транспорта. В этом есть заслуга и агрызских железнодорожников. В прифронтовой полосе в труднейших условиях пришлось водить поезда машинисту Парафину Г. Н., участвовавшему в боях за освобождение Украины,
Учащиеся железнодорожного училища №3,— будущие квалифицированные рабочие кузнечной группы №3 Переведенцев, Уржумов и Сафин 9 февраля 1945 г. выработали норму на 500%. Их продукция пошла непосредственно в Наркомат военприпасов.
фракционных аппаратов. Под его руководством было отремонтировано 30 вагонов годового ремонта во внеурочное время. Отлично работали поездные мастера Хусаинов, Муртазин, ДаунарА., плотники Якимов, Давлетшин, отремонтировав за первую декаду февраля капитальным ремонтом 7 вагонов - выполнив норму на 211%.IIРабочие вагонного депо быстро и качественно восстанавливали вагоны. Слесарь-автоматчик Галыгин довел производительность труда до 350%, Урюпин Н. до 346%, осмотрщик-автоматчик Тухватуллин обеспечил 100% отправки поездов по графику, слесарь Муллахметов произвел ремонт в смену
В отличном состоянии содержали путь работники дистанции пути. К1 Мая заготовили шпал на 200%, мостового бруса на 300%, переводного бруса на 210%, успешно была проведена водоборьба. В первомайском соревновании первенство завоевал первый околоток, руководимый дорожным мастером Жернаковым. На этом околотке путь всегда содержался в отличном состоянии. Рабочие добились производительности труда до 130—140%.
Красная Армия мощным кольцом сжимала логово врага — Берлин. 2 мая 1945 г. берлинский гарнизон капитулировал. В штурме Берлина принимали участие и агрызцы.
В составе Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого мотоциклетного полка гвардейской танковой армии прошел боевой путь от Киева до Берлина мотоциклист-разведчик Субботин В. И. и принимал участие в штурме Берлина. А завучу школы-интерната № 4 и медработнику Моисеевой Е. М. удалось оставить свои автографы на стенах Рейхстага как память о победе советского народа над фашистской Германией. При выходе наших войск на Эльбу состоялась встреча дружбы советских и американских солдат, в которой участвовал Кузьмин Я.В. 8 мая 1945 г. представители разгромленных вооруженных сил фашистской Германии подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Напряженная и тяжёлая борьба, продолжавшаяся четыре года, была победоносно завершена. Советский народ одержал блестящую победу над злейшим врагом — германским фашизмом.
Огромную роль в разгроме врага сыграл советский железнодорожный транспорт. Агрызские железнодорожники узла, являясь неотъемлемой частью железнодорожного конвейера нашей страны, также сыграли определенную роль в Великой Отечественной войне. Агрызцы беззаветно, мужественно и храбро сражались на фронтах. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, за светлое будущее нашего народа. В тылу, не жалея сил и здоровья, агрызцы самоотверженно трудились на производстве.
Чувство советского патриотизма, любовь к Родине двигали делами и поступками агрызцев, на каком бы посту они ни были.
Последнее обновление: 28 июля 2020 г., 13:58