АГРЫЗЦЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Героев наши имена

Сколько жителей района ушло на фронт, сколько погибло, сколько вернулось? По последним сведениям Казанского мемориального музея Великой Отечественной войны, ушедших на фронт 14042  человека.  Из них 1573 – погибли, 4947 – пропали без вести, 4522 –вернулись живыми. 

Уважаемые жители! Предлагаем Вашему вниманию СПИСОК воинов-агрызцев погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Список соответствует данным Книги Памяти.

Данный список планируется разместить на площади «У вечного огня»,  после её реконструкции.

Если у Вас есть предложения, замечания или уточнения по списку, просьба обращаться в музей г.Агрыз по телефону 2-27-57.

 


 

Список земляков, награжденных и представленных к орденам Красного Знамени, Славы, Александра Невского и Богдана Хмельницкого

 

НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Ахкьямов Хасым -1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

2.Ахметов Мухамет Ахметович - 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК

3. Булатов Булат Мерзаканович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

4. Бутров Вячеслав Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

5. Бухарин Хаири Бухаревич – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК

6. Васильев Прохор Кузьмич – 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК

7. Васильев Феофан Васильевич – 1902 г. рожд., призван Агрызским РВК

8. Вихляев Василий Николаевич – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК

9. Гаврилов Николай Александрович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

10.  Гайнулин Рифрат  Хайрулович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

11. Гущин Александр Ильич – 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК

12. Зарипов Габдулла Муллакаевна – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

13. Казнин Мукин Салагутдинович  - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

14. Капаров Сапарай Капарович – 1915 г. рожд., призван Красноборским РВК

15.Коробейников Борис Васильевич – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК

16. Маврычев Андрей Сидорович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

17.  Макаров Емануил Михайлович – 1915 г. рожд., призван Красноборским РВК

18. Мельников Михаил Андреевич – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК

19. Миляев Ишай Миляевич – 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК

20. Мингазов Мухамед Мингазович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

21. Митрофанов Сергей Матвеевич – 1916 г. рожд., призван Агрызским РВК

22. Никифорович Сергей Никифорович – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК

23. Новиков Василий Дмитриевич – 1905 г. рожд., призван Агрызским РВК

24. Нуреев Хамид Нуреевич -1917 г. рожд., призван Красноборским РВК

25. Пискунов Сергей Иванович – 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК

26.Рахматулин Хабибула Ибрагимович – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК

27.Руквичников Александр Петрович – 1913 г. рожд., призван Красноборским РВК

28. Садыков Хасан – 1914 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

29. Салахутдинов Максим – 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

30. Саматов Рафат Замалетдинович – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

31. Славкин Иван Степанович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

32. Сулейманов Гумар Сулейманович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

33.Тверетинов Александр Сергеевич – 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

34. Тукаев Михаил Алич – 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

35. Тумаров Люкман Хусаинович – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

36.Цыпленков Борис Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

 

НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ НЕВСКОГО

 

1. Айтуганов Николай Кириллович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

2. Гареев Мирза Мармандович – 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

3. Калачев Владимир Иванович – 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

4. Коробейников Борис Васильевич – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

5. Косинский Владимир Вячеславович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

6. Ниязов Рафаэль Агзамович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

7. Павлов Геннадий Андреевич – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

8. Платонов Иван Иванович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

9. Романов Александр Пантелеймонович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

10. Тепляков Александр Григорьевич – 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК

  

 

НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ СЛАВЫ

 

1. Абдуллин Исмагил – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

2. Аменов Садык Салимович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

3. Андреев Евдоким Андреевич – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

4. Апаркин Александр Иванович – 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

5. Арзамасцев Алексей Иванович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

6. Арзамасцев Михаил Ильич – 1913 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

7. Артемьев Валериан Артемьевич – 1924 г. рожд, призван Агрызским РВК

 

8. Асманов Хайдар Мусинович – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

9. Ахмадеев Харис Закирович – 1920 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

10. Ахметшин Салих Мухаметханович – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

11. Ахунов Ахтям Ахунович – 1908 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

12. Баранов Михаил Васильевич – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

13. Батохин Иван Георгиевич – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

14. Батуршин Малик Абдулович – 1909 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

15. Безбородов Александр Николаевич – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

16. Белослудцев Игорь Сергеевич – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

17.  Беляев Владимир Александрович – 1916 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

18. Богаудинов Кутуз – 1926 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

19. Багаутдинов Минхан – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

20. Бойко Валентин Прокофьевич – 19158 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

21. Борисов Михаил Степанович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

22. Бочкарев Александр Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

23. Бочкарев Владимир Кириллович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

24. Бочкарев Илья Иванович – 1922 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

25. Бурганиев Тимур Минохматович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

26. Валеев Гамельян Абдулович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

27. Валеев Саид Фарзиевич – 1926 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

28. Валеев Тимергалей – 1920 г. рожд.,  призван Агрызским РВК

 

29. Валиев Муллакай Фарзыевич – 1935 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

30. Валиев Рамазан Сулейманович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

31. Вахнин Николай Андреевич – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

32. Веденеев Трофим Харитонович – 1902 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

33. Вихляев Евгений Николаевич – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

34. Волков Аркадий Александрович – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

35. Волошин Александр Иванович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

36. Габдулин Фатых Латфундинович – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

37.Габдурохманов Файзрахман Габдурахманович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

38. Гаврилов Николай Александрович -1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

39. Гайнуллин Рифкат Хайрулович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

40. Галимзанов Сакир – 1909 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

41. Галин Гештулкан – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

42. Галиулин Хайбула – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

43. Галямов Минахмет Мунихомедович -1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

44. Ганеев Абдурахман Ганеевич – 1900 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

45. Ганеев Назиф Султанович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

46. Ганеев Раис Абдрахманович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

47. Гараев Мирсагит Минигараевич – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

48. Гараев Саабир – 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

49. Гараев Сабирян Гараевич – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

50. Гараев Сафа Есовилович – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

51. Гареев Валиулла Насибулович – 1917 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

52. Гарифуллина Загит Муллахметович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

53. Гарифуллина Сабир – 1915 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

54. Гатаулин Матолоц – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

55. Гатаулин Нури Галиахметович – 1918 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

56. Гафаров Габдулхак Гайсиевич – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

57. Гизатов Абдулахат – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

58. Гизатулин Заграй Мангазович – 1905 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

59. Гизатулин Харис Садыкович – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

60. Гимадиев Нура Гимадиевич – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

61. Гоголев Александр Ефимович – 1896 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

62. Гоголев Алексей Александрович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

63. Гоголев Василий Александрович – 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

64. Гоголев Василий Егорович – 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

65. Гоголев Николай Максимович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

66. Гоголев Степан Сергеевич – 1897 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

67. Голосов Алексей Борисович – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

68. Гринь Тимофей Федотович – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

69. Губайдулин Мухамед – 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

70. Губайдулин Такир – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

71. Губайдуллин Лотфулла Губаевич – 1907 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

72. Губайдуллин Лутфулла – 1898 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

73. Гузанфаров Саид Гараевич – 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

74. Давлетбаев Салим – Герей – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

75. Давлеткиров Зинур Кирович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

76. Денисенко Констанин Андреевич – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

77. Дугин Михаил Алексеевич – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

78. Дудин Александр Иванович – 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

79. Ехлаков Андрей Филиппович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

80. Ехлаков Михаил Федорович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

81. Зайнудинов Фассах Санафович – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

82. Зайнутдинов Хаби – 1907 г. рожд, призван Агрызским РВК

 

83. Зайцев Вали Абдурахманович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

84. Зайцев Илья Ильич – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

85. Закиров Гариф Латыпович – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

86. Закиров Канафей Хазиахметович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

87. Закиров Масгут Закирович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

88. Закиров Мулла Мухамедович – 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

89. Закиров Мухаметнур Мухаметнурович – 1919 г. рожд.,  призван Агрызским РВК

 

90. Закиров Сабир – 1903 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

91. Залилов Касим – 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

92. Замиев Абдул – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

93. Зарипов Хасан Зарипович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

94. Зарыпов Хазы – 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

95. Зигангараев Ахун Садыкович – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

96. Зубков Василий Савельевич – 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

97. Зыкин Егор Ильич – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

98. Ибатуллин Султан Тухбатулович – 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

99. Игнатьев Георгий Яковлевич – 1923 г. рожд.,  призван Агрызским РВК

 

100. Иксанов Фаси – 1909 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

101. Ильин Николай Михайлович – 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

102. Имамудинов  Юнус – 189 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

103. Исламов Митрофан Михайлович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

104. Исхаков Мулла Ахметович – 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

105. Ихсанов Имами Гильфанович – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

106. Ишмуратов Александр  - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

107. Кадыров Зуфар Мулламухамедович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

108. Каиров Галимулла - 1907 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

109. Каиров Юнус Каирович – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

110. Калимулин Абдул Калимулович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

111. Калимуллин гаяз – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

112. Капитонов Валентин Андреевич – 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

113. Карабаев Илья Алексеевич – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

114. Каримов Абдурахман – 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

115. Каримов Санда Муланурович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

116. Каримов Эмиль Михамедович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

117. Карташев Иван Васильевич – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

118. Киселев Аркадий Алексеевич – 1926 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

119. Козырев Иван Данилович – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

120. Кокотов Василий Трофимович – 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

121. Королев Василий Степанович – 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

122. Котаев Владимир Иванович – 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

124.Красильников Иван Петрович – 1894 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

125. Красноперов Александр Михайлович – 1904 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

126. Красноперов Алексей Степанович – 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

127. Красноперов Андрей Алексеевич – 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

128. Красноперов Василий Афанасьевич – 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

129. Красноперов Василий Ильич – 19212 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

130. Красноперов Иван Александрович – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

131. Красноперов Иван Романович – 1917 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

132. Красноперов Фрол Васильевич – 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

133. Кугубеев Кузьма Когубаевич – 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

134. Кудрявцев Павел Иванович – 1922  г. рожд., призван Агрызским РВК

 

135. Кузнецов Леонид Стефанович – 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

136. Кузнецов Петр Егорович – 1920 г. рожд., призван Красноборским РВК 

 

137. Ласков Василий Тихонович - 1916 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

138. Лошаков Яков Степанович - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

139. Лубнин Игнатий Стефанович - 1909 г.рожд., призван Агрызским РВК

 

140. Лузьянов Иван Евсеевич - 1926 г.рожд.,   призван Красноборским РВК

 

141. Любимов Алексей Кириллович - 1924 г.рожд., призван Агрызским РВК

 

142. Мазитов Абдрахман Мазитович - 1904 г.рожд., призван Агрызским РВК

 

143. Мазитов Ниязи  Муллаянович - 1918 г.рожд., призван Агрызским РВК

 

144. Мананов Закир Муллахметович - 1923 г.рожд., призван Красноборским РВК

 

145. Мануилов Дмитрий Степанович - 1920 г.рожд., призван Агрызским РВК

 

146. Марков Михаил Сергеевич - 1923 г.рожд., призван Красноборским РВК

 

147. Миляев Ишай Миляевич -1910 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

148. Миникеев Хусаин -  1916 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

149. Минникаев Гафур Саттахиевич - 1919 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

150. Михайлов Ишпай Михайлович - 1902 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

151. Моктасипов Гаянтин - 1905 г.рожд., призван Красноборским РВК

 

152. Молин Николай Васильевич - 1912 г., призван Агрызским РВК

 

153. Молчанов Исаак Тарасович - 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

154. Мубаракшин Давлятша - 1900 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

155. Муратов рабдинар - 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

156. Мурзин Петр Михайлович - 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

157. Мусин Гумар Абдуллович - 1925 г. рожд.,

 

158. Мусин Минихан Шайхудилович - 1924 г.рожд., призван Красноборским РВК

 

159. Мусин Мухуб Рахманович - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

160. Муслимов Рахимзян Гайсеевич - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

161. Мустафиев Халим - 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

162. Мухаммедов Ахмед Муллахмедович - 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

163. МухамедзяновМулла - 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

164. Набиуллин Кашфи - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

165. Надыров Гайса Нуртдинович - 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

166. Нариманов Гаскар Муллахметович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

167. Некрасов ВАСИЛИЙ Яковлевич  - 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

168. Нехорошков Николай Иванович - 1901 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

169. Никитин Михаил Никитович - 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

170. Николаев Иван Николаевич - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

171. Нуриев Равиль - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

172. Оленев Константин Владимирович - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

173. Оменов Садык Салимович - 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

174. Переведенцев Анатолий Александрович - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

175. Петров Михаил Григорьевич - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

176. Пиигерт Август Янович - 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

177.Пилишкин Владимир Михайлович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

178. Полтанов Дмитрий Григорьевич - 1903 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

179. Пономарев Алексанодр Павлович - 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

180. Рашитов Назип Рашитович - 1906 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

181.Решетников Иван Семенович - 1905 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

182. Рой Иван Петрович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

183. Ромазанов Валей Ахметович - 1898 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

184. Ромазанов Салих Закирович - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

185. Сафиуллин Сабирзян Мулламухаметович - 1909 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

186. Садыков Абдурахман - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

187. Садыков Минехан Бадурович - 1924 г. рожд.

 

188. Сайпишев Исай Сайпишевич - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

189. Сатаров Нургали Баталович - 1919 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

190. Сафиуллин Сабирзян Мулламухаметович - 1909 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

191. Салихянов Файзулла - 1912 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

192. Семчурин Сергей Григорьевич - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

193. Сенников Василий Анфилович - 1905 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

194. Сибгатуллин Заки Гариевич -1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

195. Сибгатуллин Чингиз Митахметович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

196. Смирнов Владимир Кузьмич - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

197. Смирнов Иван Михайлович - 1926 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

198. Смольников Николай Иванович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

199. Соколов Василий Евдокимович - 1897 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

200. Сарваров Таймдар Сарварович - 1911 г. рожд.,

 

201. Староверов Иван Филиппович - 1907 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

202. Ступак Василий Петрович - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

203. Сутягин Иван Логинович - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

204. Сутягин Петр Алексеевич - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

205. Тверитинов Михаил Иванович - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

206. Теленков Александр Васильевич - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

207. Тимербаев Тимерхан Тимербаевич - 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

208. Тимергалиев Габдунур - 1907 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

209. Тимонин Дмитрий Алексеевич - 1910 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

210. Тимуршин Талгат - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

211. Тиморшин Фатых - 1920 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

212. Тимофеев Иван Максимович - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

213. Третьяков Аркадий Егорович - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

214. Третьяков Дмитрий Демидович - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

215. Трущалов Григорий Иванович - 1908 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

216. Тулбаев Саит Заманович - 1925 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

217. Фазлов Мухаметдин - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

218. Фатагов Гимас Шиганович – 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

219. Халиков Харис Халикович - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

220. Хамандритов Михаил Александрович - 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

221. Хасанов Абдул - 1913 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

222. Хасанов Фатых - 1922 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

223. Хафизов Минахмат Мухамадьянович - 1912 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

224. Хисанбеев Муламухамед - 1921 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

225. Хихматулин Захар - 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

226. Холкин Петр Васильевич - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

227. Хузин Кутдус Хузиевич - 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

228. Хузин Рахман - 1917 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

229. Хузяхметов Закий Халитович - 1921 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

230. Хурматов Гильмулла Хурматович - 1910 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

231. Хусаинов Рашид Шигапович - 1923 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

232. Чигвинцев Александр Радионович - 1911 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

233. Чигвинцев Алексей Павлович - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

234. Чигвинцев Андрей Дмитриевич - 1925 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

235. Чикуров Николай Андреевич - 1918 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

236. Шайхутдинов Хуппи - 1905 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

237. Шакиров Камали Ибрагимович - 1915 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

238. Шакиров Муллахмет Шакирович - 1909 г.рожд., призван Агрызским РВК

 

239. Шакиров Шакул Шакирович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

240. Шамсутдинов Гариф Шайхутдинович - 1907 г. рожд.,призван Красноборским РВК

 

241. Шамшурин Иван Николаевич - 1911 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

242. Шарафеев Салих Шарафиевич - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

243. Широких Михаил Федорович - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

244. Юрлов Сергей Алексеевич - 1924 г. рожд., призван Агрызским РВК

 

245. Юрьев Василий Иванович - 1924 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

246. Яляев Илдархан Резоолович  - 1923 г. рожд., призван Красноборским РВК

 

247. Ясовиев Гарай- 1914 г. рожд., призван Агрызским РВК     

 

 

НАГРАЖДЕННЫЕ ОРДЕНОМ ХМЕЛЬНИЦКОГО 

1. Тараканов Фома Никитич - 1914 г. рожд., призван Агр

 

 

 

Началась великая битва, смер­тельная схватка советского народа с фашистскими ордами за Родину, честь и свободу. Самоотверженный труд в тылу, героизм воинов на фрон­те явились залогом победы Советс­кого Союза. Огромную роль в разгро­ме врага сыграл железнодорожный транспорт. Железные дороги явля­лись кровеносными артериями стра­ны, связывали фронт с тылом. Поэто­му во всей работе советского народа по обеспечению боевых операций Красной Армии была исключительно велика роль железных дорог и желез­нодорожников.

 

С первых же дней войны железно­ дорожники показали исключительные образцы трудового героизма, не щадя своих сил в любых условиях, в любой обстановке доставляя вовре­мя необходимые грузы фронту. В прифронтовой полосе железнодо­рожники в сложнейших условиях во­дили поезда. Одним из звеньев ог­ромного железнодорожного конвейера нашей страны являлся Агрызский железнодорожный узел.

Располагаясь на магистрали, свя­зывающей два крупнейших промыш­ленных района Советского Союза — Урал и промышленный центр, Агрызский узел за годы первых пятилеток был переоборудован и переоснащен новой техникой: паровозный парк пополнился мощными локомотивами серии «ИС» и «ФД», вагонный парк — четырехосными вагонами, маломощ­ные рельсы заменены одноразовы­ми, автоматизировалась связь. Вместе со всеми железнодорож­никами страны железнодорожники Агрыза во время войны показали об­разцы высокой сознательности и трудового героизма, бесперебойно снабжая фронт вооружением с про­мышленного Урала, из Ижевска и Воткинска, обеспечивая победу Красной Армии. Все звенья железнодорожного транспорта: паровозники, вагонники, путейцы, движенцы — на Агрызском узле работали четко и рит­мично. Все было подчинено задаче разгрома врага.

 

С первых дней войны агрызские железнодорожники послали лучших своих сынов и дочерей на священную войну с фашистами. Многие агрызцы на своих паровозах уехали трудить­ся в прифронтовую зону. Шесть па­ровозных бригад на своих паровозах были посланы в Эстонию для экст­ренной вывозки народнохозяйствен­ных грузов с тем, чтобы станки, обо­рудование не попали врагу. В эвакуации принимали участие такие машинисты, как Ралдугин Н.И., Кули­ков К. Г.

На узле развернулось соревнова­ние по скорейшей доставке грузов для фронта: оружия, боеприпасов, живой силы и эвакуации в глубь стра­ны оборудования промышленных предприятий западных районов, на­селения, раненых воинов. Поток гру­зов с каждым днем нарастал.

 

Узким местом в работе Агрызского железнодорожного узла были од­нопутное движение и жезловая сис­тема, которые ограничивали пропускную способность перевозок. Агрызцы нашли выход из этого труд­ного положения. Установили живую блокировку на перегонах. На каждом перегоне, где сейчас установлены мачты светофоров, были созданы блокпосты, стояли люди с сигнальны­ми фонарями. В зной и стужу, в дождь и снег, меняя свет ручных фонарей, они тем самым регулировали движе­ние поездов. Если при жезловой си­стеме на перегоне мог находиться один поезд, то при живой блокиров­ке — несколько. Тем самым намного увеличивалась пропускная способ­ность однопутки, а это давало воз­можность ускорить продвижение по­ездов.

 

Вся наша страна превратилась в боевой лагерь. Работать за двоих, за троих и даже за четверых стало де­визом агрызских комсомольцев. Слесари подъемочного цеха паро­возного депо Черемухин и Валеев, проводив на фронт члена своей бри­гады, продолжали работать за тро­их. Арматурщики этого цеха комсо­мольцы Гурков, Лузин, Тараскин И. пришли в партком депо и заявили, что в мирное время делали впятером, они в это трудное время берутся выпол­нить втроем. Слово они сдержали. С подъемочного ремонта паровозы вы­ходили на 2-3 часа раньше срока. Ча­сто на долю комсомольцев выпадали трудные дни. На канаву становилось сразу несколько паровозов. В такие дни три товарища, сплоченные одним стремлением, отказываясь от отды­ха, не покидали цех до тех пор, пока арматурные работы не заканчивали до конца.

 

Агрызцы не только самоотвер­женно трудились над выполнением производственных заданий, выпол­няли и перевыполняли нормы, но и с оружием в руках пошли защищать Родину. В первые же дни войны из нашего района ушли на фронт 69 ком­мунистов, из которых 8 человек были работниками аппарата райкома уч­реждений. Среди них Шагидуллин — заведующий райфинотделом, Репин П.И. —директор школы №10(74), Власов А. (освобожденный работник комсомола школы) и другие.

 

Среди пограничников, встретив­ших врага первыми, был и наш зем­ляк — молодой лейтенант Нуруллин Ахнаф Шайдулович, прошедший всю войну, получивший ранение, награж­денный за боевые заслуги орденами и медалями, среди которых орден Александра Невского. После войны А.Ш. Нуруллин посвятил свою жизнь воспитанию детей.

 

Садыкова А.Ш. война застала на Западной Украине, где он проходил срочную службу в железнодорожных войсках Красной Армии. Их взвод бросили на защиту границы, но силы были неравные, пришлось отступать. Перед взводом была поставлена за­дача: взорвать железнодорожные мосты, сооружения, предприятия электростанции, линии передачи с тем, чтобы ничто не досталось врагу.

 

«Конечно, — говорит А.Садыков, — очень тяжело было заниматься этим трудным делом, жаль было унич­тожать все то, что создавалось упор­ным трудом советских людей, но ни­чего не поделаешь — война». Затем их минно-подрывной взвод был пе­реброшен под Москву, под стенами которой стояли насмерть воины Красной Армии. А.Ш. Садыков про­шел боевой путь до стен Кенигс­берга.

 

Фронт требовал все новых и но­вых сил. Редели ряды железнодорож­ников узла. Не хватало паровозников, вагонников, кондукторов, движен­цев, путейцев, связистов. На смену ушедшим на производство пришли женщины, девушки, подростки. Со­знавая всю ответственность пережи­ваемого момента, многие девушки-комсомолки .только окончившие сред­нюю школу, шли на производство. Так влились в семью железнодорожников Митрофанова В., Бычкова, Сальнико­ва П. и др. В механическом цехе па­ровозного депо обучалось токарно­му делу 20 девушек, специальностью помощника машиниста овладели шесть девушек, из них Тараскина, Кузнецова, Мухачева, Усманова и др. Многие из женщин ездили кочегара­ми. 9 бывших домохозяек стали ра­ботать кондукторами и проводника­ми, четверо — путейцами. Да разве этими цифрами измерить патрио­тизм агрызских девушек и женщин. Ведь их было гораздо больше, при­шедших на транспорт. Самоотвер­женно трудились славные патриотки.

 

Комсомольцы узла прилагали все силы к тому, чтобы оказать героичес­кой Красной Армии максимальную помощь. Они были зачинателями многих дел. В связи с войной увели­чился расход металла, и его экономия и сбережение стали одной из первоочередных задач на производстве. Комсомольцы паровозного депо яви­лись инициаторами сбора металло­лома. С 22 июня по 12 июля 1941 г. ими было собрано 40 тонн металла. Путейцы в один из воскресных дней собрали 100 тонн, из которых 60 тонн сразу же отгрузили на заводы. Сбор металлолома комсомольцами и же­лезнодорожниками продолжался в течение всей войны.

Многочисленные факты самоот­верженного труда молодежи на про­изводстве говорили о стремлении быть везде и всюду впереди. Комсо­молец, слесарь локомотивного депо Бесогонов производственные зада­ния выполнял не менее чем на 250%. Слесари вагонного депо Старочкин, Шадрин и другие давали по 210— 270% нормы.

В годы Гражданской войны, ког­да молодая Советская республика напрягала все силы в борьбе с интер­вентами и белогвардейцами, броне­поезда играли весьма важную роль. Их личный состав вписал в историю немало примеров стойкости, самоот­верженности, безграничной предан­ности своей Родине. Передвижные крепости, защищенные броней, на­носили мощные удары по врагу, унич­тожали его живую силу, героически отстаивали родную советскую землю. Инициаторами строительства этих крепостей на колесах часто были тог­да железнодорожники. Так, в годы Гражданской войны агрызские же­лезнодорожники построили броне­поезд «Свободная Россия № 1», ко­торый сыграл большую роль в разгроме мятежников Ижевска и кол­чаковцев.

Кое-кому казалось, что в совре­менной войне танки, вездеходные боевые машины совершенно вытес­няют привязанные к рельсовым путям громоздкие бронепоезда. Но народ вспомнил минувшие битвы за Роди­ну и, предвидя битвы грядущие, го­ворил: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Советские люди знали, что придет время, наступит час испытаний и бро­непоезда вновь выступят на защиту Отечества. И час испытаний настал. Вместе с танками, со всей нашей тех­никой выступили на поле битвы и бронепоезда, покинув запасные пути для новых схваток с врагами. В настоящее время железнодорожники с гордостью могут сказать, что в этом строительстве они сыграли решаю­щую роль, вспомнив старые тради­ции, с энтузиазмом взялись за соору­жение бронированных крепостей.

А агрызские железнодорожники, вспомнив, как их руками был постро­ен бронепоезд «Свободная Россия №1», решили построить новый бро­непоезд, присвоив ему имя героя Гражданской войны Василия Чапаева. В сентябре грозного 1941 г.же­лезнодорожники Агрыза приступи­ли к строительству бронепоезда.

В паровозном и вагонном депо были созданы специальные строи­тельные бригады, возглавляемые на­чальником депо Кунцевичем и Павло­вым А.Н. Начальником строительства назначили начальника вагонного уча­стка Васильева, а комиссаром — на­чальника по безопасности движения поездов Захарова М.М. Был подо­бран соответствующий паровоз се­рии ОВ-6814, отремонтирован, а в вагонном депо—три платформы. Ра­бота закипела. На пути строительства много встречалось трудностей и пре­пятствий. Например, не хватало ин­струмента, материалов, трудно было достать броню, но строители совме­стными усилиями преодолевали эти трудности. Активное участие в стро­ительстве бронепоезда принимали машинисты Омельянюк М., Веригин М., Парыгин М., бригадир Шкатов И.С., мастера Марьин, Терсков, куз­нец Мальцев, слесари Митрошин, В.И. Фахрутдинов, Шуравин, Телят­ников, Волков, Ивонин; электросвар­щицы Липина, Колбина и многие дру­гие.

Боевое задание было выполнено к концуапреля 1942 г.Бронепоезд «Ва­силий Чапаев», состоявший из бронепаровоза, бронеплощадок, бани, был готов. Этот прекрасный подарок же­лезнодорожники Агрыза изготовили к 1 Мая. Необходимо было сформиро­вать экипаж. Много поступило заявле­ний от рабочих депо с просьбой за­числить их в штат бронепоезда. Отобрали лучших людей депо — дис­циплинированных, обладающих чувством ответственности за поручен­ное дело, скромных, готовых выпол­нить любое задание. В состав паро­возной бригады вошли машинист Кустарников П.В., помощник машини­ста Жевлаков Г.В., Навшиванов Г., Батаев А.А., Понов В.М. По случаю от­правки бронепоезда на фронт состо­ялся митинг, на котором выступавшие пожелали команде ратных подвигов, беспощадно громить фашистов и возвратиться домой с победой. Воины-агрызцы честно выполнили свой долг.

Бронепоезд «Василий Чапаев» отправили сначала в Канаш для до­водки и оборудования оружием, а затем в Москву. Из Москвы бронепо­езд направили на Сталинградский фронт защищать узловую станцию Верхний Баскунчак в 180 км от Ста­линграда от налетов фашистских са­молетов. Из Баскунчака бронепоезд сопровождали воинские эшелоны и санитарные поезда. После этого «Ва­силий Чапаев» был направлен на станцию Бузан для обороны крупней­шей на Волге слив­ной базы горючего и двух мостов через Ахтубинский и Бузанский      рукава дельты Волги.

После ликвида­ции фашистской группировки под Сталинградом бронепоезд участво­вал в освобождении  Украины, Польши. Если проследить боевой путь бронепоезда по карте, то он будет таким: Агрыз -Москва - Баскунчак - Сталинград -Бузан - Астрахань - Элиста - Грозный - Ростов-на-Дону - Харьков - Шепетовка - Краков - Ужгород - Москва.

Осенью противник рвался к столи­це нашей Родины Москве. Страна мобилизовала все силы.

Утром 7 ноября 1941 г. мимо Мав­золея В.И.Ленина на Красной площа­ди в полной боевой готовности, пре­исполненные решимости отстоять свою столицу парадным Шагом про­шли защитники Родины. Вступил в бой под Москвой и Каледин В. Г., прошедший многие фронты и вернув­шись домой с победой, он всю свою сознательную жизнь посвятил желез­нодорожному транспорту.

Под стенами столицы, а затем и под Сталинградом сражался мастер производственного обучения СГПТУ-27 Паршенков И. Н. Небо Москвы за­щищали агрызские девушки, неся службу в войсках противовоздушной обороны: Абрамова П. С. —учитель­ница средней школы №76, Семашкова Е. Ф. — работница фильтроваль­ной станции, Колесникова В.Н. — секретарь школы - интерната №4, Костенкова М. В. — заведующая сбер­кассой, Чикурова Е. А. — народный судья М. Пургинского района, Тараскина 3. П. — помощник начальника Ижевского резерва проводников по кадрам и др. В эти ответственные дни, когда враг рвался к столице, же­лезнодорожники Агрыза продолжали трудиться с большим напряжением, зная о том, что они доставляют грузы непосредственно Москве. От четко­сти и организованности транспорта зависел подвоз войск, вооружения и боеприпасов, продовольствия. Для выполнения всех этих важнейших за­дач требовались железная дисципли­на, четкая организация труда всего коллектива узла. Сотни железнодо­рожников своим повседневным тру­дом доказывали, что они умеют рабо­тать по-военному. Великая Отечественная война выдвинула пле­яду передовиков социалистического труда среди паровозников, вагонни­ков, путейцев, связистов, движен­цев.

Так, молодые железнодорожни­ки-комсомольцы взяли на себя обя­зательство работать по-фронтовому. Организовали несколько комсомольско-молодёжных фронтовых бригад и смен, они взяли на себя обязатель­ство строго отправлять поезда по графику, сокращать простои вагонов под погрузкой и выгрузкой, улучшить работу паровозного депо, топливно­го склада, производить ускоренный ремонт вагонов, в отличном состоя­нии держать путь.

Одну из первых фронтовых бри­гад возглавил диспетчер по отделе­нию Котов.

Огромная ответственность в про­движении поездов лежала на паро­возных бригадах. Машинисты вклю­чились в соревнование по скорост­ному движению поездов. Многие из них стали мастерами этого дела. Так, машинист Ралдугин Н.И. с высокой скоростью, без набора воды провел поезд на участке Янаул—Агрыз. Кри-воносовскими рейсами водил поез­да машинист Кощеев. 28 ноября 1941 г. машинист Мичков, соревнуясь с диспетчером Прудниковым, добился рекордного пробега локомотива—за сутки в среднем 1119 км.

Работа движенцев и паровозников во многом зависела от вагонни­ков, от их умелой и слаженной обра­ботки поездов. В этом отношении отличалась фронтовая смена осмот­рщиков под руководством Валикаева. Выполняя взятые на себя обяза­тельства, смена четко и быстро обрабатывала поезда и отправляла их с нулевой утечкой воздуха в тор­мозах. Руководство дороги внима­тельно следило за работой фронто­вых бригад и смен, членам которых объявлялись благодарности и вруча­лись аттестаты «Отличник трудового фронта». Так агрызские железнодо­рожники ковали победу над фашист­ской Германией.

В ходе кампаний 1941 и начала 1942 г. была одержана блестящая победа под Москвой, которая оказа­ла огромное влияние на весь после­дующий ход войны. Эта победа да­лась упорным трудом фронта и тыла. В этом есть заслуга и агрызских же­лезнодорожников. Победа под Моск­вой вызвала трудовой подъем среди агрызцев. Машинисты депо Веригин М., Репин и другие отмечали новый 1942 год вождением поездов на высоких скоростях. Среднесуточный пробег их паровозов достиг 1 000 км. Они не только на высоких скоростях водили поезда, но и после поездок с охотой выполняли другие работы. Так, маши­нист Веригин М. работал сварщиком, выполняя по 200—250% нормы. Кова­лев в свое свободное время работал на слесарных работах.

Широко на узле развернулось соцсоревнование в честь 24-й годов­щины Красной Армии.

При суровом морозе работали 21 января 1942 г. составители поездов станции Агрыз Даутов М. и Завалишин. Несмотря на 50-градусные мо­розы, они обрабатывали поезда за 15 минут. За 5 часов их бригады выпол­нили сменное задание по формиро­ванию поездов. Весь местный груз был вовремя доставлен к местам по­грузки и выгрузки. Коллектив кузнеч­ного цеха паровозного депо из меся­ца в месяц перевыполнял задания.

К 24-й годовщине Красной Армии на узле и в городе началось движе­ние по сбору средств в фонд оборо­ны и подарков для воинов. Первым отчислил половину своего заработка за одну поездку машинист Воробьев Г. Следуя его примеру, в фонд оборо­ны сразу же отчислили 70 других ра­ботников депо. Во всех организаци­ях и на предприятиях был проведен сбор подарков и теплых вещей. Ра­ботники военизированной охраны отправили фронтовикам 15 фуфаек, 5 свитеров, 10 шапок, несколько пар валенок, теплого белья. Путейцы со­брали 15 пар теплого белья, много шапок военного образца, телогреек. Работники райтрансторгпита посла­ли бойцам Калининского фронта 47 комплектов теплого белья, 10 пар фуфаек и брюк, 40 кг печенья, 20 кг конфет, 80 флаконов одеколона, мно­го туалетного мыла. Всего было от­правлено 240 посылок.

А железнодорожники Казанской ж. д. с начала войны до 24-й годов­щины Красной Армии собрали для бойцов фронта 21179 теплых вещей, в том числе сотни полушубков, вале­нок, шапок, белья, фуфаек, брюк, шерстяных носков, перчаток, 2754 овчины, 471 кг шерсти, 111417 руб­лей. Всего в фонд обороны было со­брано 3850518 руб.

Железнодорожники Агрыза ока­зывали помощь дорогам освобож­денных районов запада: связистами было оборудовано пять вагонов по­ходных станций связи, вагонники по­строили здание пункта технического осмотра. Все работы выполнялись в нерабочее время. Летом 1942 г. нем­цы нацелили свой главный удар на Сталинград и Кавказ. Положение страны было тяжелым. В боях за Ста­линград в 205-й стрелковой дивизии участвовал Линьков М. И., прошед­ший всю войну и закончивший ее в Венгрии. После войны, демобилизо­вавшись из рядов Красной Армии, Линьков М. И. вернулся на Родину в Агрыз и работал счетным работником Госбанка. Работник районного узла связи Сахибкарамов Н. К. под Ста­линградом возглавил группу раз­ведки. При выполнении боевого задания — достать «языка»— он был тяжело ранен, а затем отправлен в госпиталь. Но задание было выполнено успешно.

. и шофер прорабского пункта Наполских А. Д. Они принимали участие в освобождении Новороссийска, Рос­това-на-Дону, Николаева, Одессы, Молдавии, с боями прошли Румынию, Венгрию, Австрию.XПосле разгрома немцев под Ста­линградом началось стремительное наступление Красной Армии. На Се­верном Кавказе наши войска тоже на­ступали. Враг под сильными ударами вынужден был откатываться. В боях за Северный Кавказ в одной воинс­кой части сражались бывшие дирек­тор хлебозавода Музафаров Б.

В первой железнодорожной бри­гаде в боях на Севером Кавказе и Дону участвовала наша землячка Яковлева Н.Ф., которая возглавляла техническую разведку. Под ее руко­водством обнаруживались повреж­дения железнодорожной линии, ус­танавливалась степень разрушения, затем проводились ремонт пути, вос­становление мостов. Так., первая же­лезнодорожная дивизия, получившая название гвардейской, в которой служила Яковлева Н.Ф., прошла Укра­ину, Польшу, Германию и принимала участие во взятии Берлина.

В эти ответственные дни агрызцы трудились не покладая рук. Фронто­вые смены осмотрщиков вагонов по­ставили задачу как можно быстрее обрабатывать вагоны. Раньше, на­пример, считалось, что смену колес­ных пар можно было производить только с отцепкой вагона из состава. Осмотрщики доказали, что это мож­но делать в составе. При норме три часа колесные пары стали заменять­ся за 1,5 часа и даже меньше. Этот метод получил распространение сре­ди всех смен.

Не отставали и от своих родите­лей их дети-учащиеся, вносившие свой вклад в дело разгрома врага.

В школе № 76 (до войны она значилась под № 10) с первых же военных месяцев разместился тыловой госпиталь № 2785. Учащиеся ухаживали за ранеными бойцами, готовили для них подарки, писали им письма домой, выступали перед ними с концертами. Пионеры шефствовали над семьями фронто­виков, помогали школам по хозяй­ству. Только тимуровцы за один день распилили и раскололи дрова для 34 семей фронтовиков. Под руковод­ством учителей Домбровской Т.К. и Державиной пионеры и комсомольцы СШ №10 (74) распилили и раскололи для школы 80 куб. м дров. Пионеры и школьники Казанской ж. д. на пос­тройку танков и самолетов собрали 243 тыс. руб., кроме того, 46 тыс. руб. на подарки бойцам и 12664 веще­вых подарка.

Учителя школ узла провели сбор средств и продовольствия в фонд помощи жителям городов Харькова и Карачева. Заслуженная учительница ТАССР Леонтьева Е. И. внесла на 500 рублей овощей, заведующая началь­ной школой № 42 Драчева М. Я. сда­ла 32 кг картофеля и 500 руб., учи­тельница городской школы Ханова сдала 32 кг картофеля и 300 руб. и др. Победа Красной Армии под Ста­линградом оказала огромное влия­ние на весь ход зимней кампании 1942—1943 гг.

Волнующей эпопеей Великой Отечественной войны была беспри­мерная оборона Ленинграда, явив­шаяся ярчайшим образцом патрио­тизма советских людей.

Железнодорожники Агрыза, как и весь советский народ, оказывали по­вседневную помощь героическим ле­нинградцам. На Балтийском фронте сражался с врагом мастер вагонного депо Плешачков А. И., служивший на миноносце «Суровый». Строймастер локомотивного депо Ахметов С. А. на катере «Морской охотник» защищал подступы к Ленинграду. Машинисту Панкратову М.М. пришлось испытать горечь отступления от западной гра­ницы, затем защищать Москву. Ког­да враг у стен столицы был разгром­лен, их воинскую часть перебросили на Ленинградский фронт. М.М. Пан­кратову пришлось обеспечивать связь Дороги жизни, которая была проложена по дну Ладожского озера. После снятия блокады Ленинграда — победные бои в Эстонии, Латвии, Литве и Германии. Войну М.М. Панк­ратов закончил в Кенигсберге.

В 1942 г. на Северо-Западном фронте под Старой Русой начала свой боевой путь Репина Е.Г. Затем прошла по дорогам войны в составе 906-го особого батальона связи Вто­рого Белорусского фронта, громив­шего фашистов в Белоруссии, Польше, Германии. После войны Репина Е.Г. в течение 26 лет работала в школе № 74 библиотекарем, воспитывая моло­дое поколение на боевых и трудовых традициях старшего поколения. На призыв комсомольцев ЦК ВЛКСМ и сектора политуправления НКПС о быстрейшей доставке грузов для славных защитников Ленинграда, фронтовая смена Котова взяла обя­зательство — все грузы для города Ленина грузить и отправлять в пер­вую очередь и давать им зеленую ули­цу. В одно из дежурств диспетчер Сорогин собрал на отделении и от­правил для ленинградцев 60 вагонов груза. Так же поступил в свое дежур­ство и диспетчер Прудников.

Всего по отделению за короткий срок было отправлено свыше 700 ва­гонов. Ленинградцы писали в своем письме железнодорожникам Казанс­кой ж. д.:

«Дорогие товарищи!

Подлый враг все еще не отказал­ся от мысли захватить город Ленина. Немцы все еще здесь, под стенами Ленинграда. В это суровое для нас время вы, железнодорожники Казан­ской ж.д., помогли нам. Коллектив железнодорожников Октябрьской ж.д. крепко ценит дружбу с казанцами. Спасибо за ваше внимание и за­боту о нас, за теплое чувство. В этих чувствах мы черпаем силы и бодрость для дальнейшей борьбы. Мы знаем, вы с нами в этой борьбе. Плечом к плечу, как бойцы на фронте мы чув­ствуем вас — своих друзей и товари­щей. Этим чувством дружбы, спаян­ности и единства живет сейчас вся страна. Вот почему крепка наша уве­ренность в победе. Враг будет от­брошен от стен Ленинграда, сметен с советской земли».

Благодаря усилиям всей страны, а также скромного вклада в общее дело железнодорожников Казанской ж. д., в том числе и агрызцев, мучи­тельная блокада Ленинграда, длив­шаяся более года, в первой полови­не января 1943 г. была прорвана.

Агрызцы, воодушевленные побе­дой Красной Армии под Ленинградом, обеспечивали беспрепятственный прием и отправление поездов. Так, 18 января 1943 г. станция Агрыз испыты­вала трудности в работе. Однако де­журный по станции Санников нашел выход из затруднительного положе­ния. Используя станционные пути и тупики, обеспечил бесперебойное продвижение поездов. Быстро фор­мировали поезда Агафонов и Жероб.

Наращивались темпы перевозок на узле. 23 марта 1943 года средне­суточное продвижение порожняка составило 570,5%. Особенно хорошо был проведен эстафетный поезд ма­шинистом Вагаповым. Скорость мар­шрута выразилась в 1180 км в сутки. Со скоростью 1000 км в сутки провел эстафетный поезд машинист Бубнов. 26 марта 1943 г. машинист Бакиев провел поезд со среднесуточной ско­ростью 832 км. Четкая работа паро­возников зависела от движенцев. Правильно обеспечивая работу отде­ления, движенцы способствовали скорейшему продвижению поездов. 31 марта 1943 г. в смену дежурного по отделению Миропольского дис­петчеры Журавлев и Карпенко орга­низовали скоростное продвижение маршрутов. Состав из 72 вагонов от станции В. Поляны до Агрыза был проведен машинистом Вотичевым со среднесуточной скоростью 972,2 км. Машинист Метляков на Том же участ­ке доставил порожняком поезд со скоростью 1041 км в сутки. Чтобы ус­корить работу паровозов, коллектив склада топлива обязался снизить время простоя паровозов под снаб­жением. Так, бригада Газизовой Р. снабжала паровоз углем за 3-5 мин. Рабочие топливного склада занима­лись и выгрузкой угля. Смена Лихоносовой выгрузила в один из дней в нерабочее время 4 вагона. Рабочие Нигматзянов и Андриянов выполня­ли нормы на 150%. Машинист крана Хомяков однажды не уходил с рабо­ты 36 часов.

В начале июля 1943 г. началась Орловско-Курская битва, в которой участвовали и наши земляки. В 753-м артиллерийском полку сражался Бесогонов Н., пройдя путь от Курска до Берлина. Награжден орденом Крас­ной Звезды, медалями «За освобож­дение Варшавы», «За взятие Берли­на» и другими. После войны Н. Бесогонов трудился в локомотивном депо токарем, был наставником мо­лодежи, являлся ударником коммуни­стического труда, всегда перевыпол­нял нормы выработки.

Танкист Стариков Р.П. сражался под Орлом, и с первых дней при­шлось окунуться в ожесточенные бои. Ему пришлось участвовать в форси­ровании Днепра, освобождать горо­да Тернополь, Львов, Прагу. Вернул­ся домой Р.П. Стариков кавалером ордена Славы 111 степени. Он всю свою жизнь посвятил работе на же­лезнодорожном транспорте.

Все чаще и чаще движенцы стали предоставлять поездам зеленую ули­цу, что означало безостановочное продвижение поездов на большие расстояния, редкий набор воды, мар­шрутизацию перевозок. Большое распространение стала получать кольцевая езда. Машинисты депо Карманников П. и Шелковников за 16 дней сделали 13 поездок по кольцевому графику без оцепки от поездов и без захода в основное депо. Они перевыполнили норму среднесуточ­ного пробега паровозов на 120 км. В отдельные дни пробег был вдвое больше, чем задано, нормы техничес­кой скорости перевыполнялись на 4-5 км. Они успешно боролись за увеличение своего локомотива межподъемочным ремонтом. Их паро­воз пробегал на 21 тыс. км больше, чем предусмотрено нормой. Образ­цово в эти дни трудились и ремонт­ники депо: слесари, токари, монтаж­ники, арматурщики. Отличными показателями встретили День желез­нодорожника слесари депо Тараскин, Дубинкин, Тихонов, Ермошин, давшие по 2-2,5 нормы, по 1,5-2 нор­мы выполняли слесари комплексной бригады Лучинкина. Слесарь Усманов давал производительность труда на 214%, Бухарин — на 126%. Рабо­чие проявили инициативу в ремонте эвакпаровозов и скорейшей их дос­тавке в освобожденные районы. Так был отремонтирован паровоз № 20-1657 за счет изысканных местных ре­сурсов и реставрированных изно­шенных деталей.

Изо дня в день вырабатывал более двух норм слесарь ПТО Кочергин, про­изводя в смену ремонт 7-8 колесных пар без отцепки вагонов. Плотник ва­гонного депо Якимов норму выработ­ки доводил до 332%. 18 ноября 1943 г. вагонники Агрыза отремонтировали сверх плана 30 вагонов. Шел не­уклонно рост стахановцев и ударни­ков на узле. В 1943 г. из общего коли­чества (263 человека) стахановцев — 108, ударников— 99 человек. После разгрома фашистов под Сталингра­дом Красная Армия вела успешное наступление на юге страны. В октяб­ре 1943 г.освобожден Новороссийск, затем Таманский полуостров. Теперь перед Черноморским флотом и Азов­ской флотилией, которая состояла из бронетанкеров, была поставлена за­дача произвести высадку войск 18 и 56-й армий с Таманского полуостро­ва на Керченский с целью овладения портом Керчь. Бригада бронекатеров начала готовиться к десантным опера­циям. Одним из бронекатеров коман­довал наш земляк Абдрахманов А.К.

В ночь на 1 ноября 1943 г. нача­лась высадка войск на Керченском полуострове. Экипаж катера Абдрахманова А. К. в течение двух суток сде­лал 12 рейсов, перебрасывая войска под ураганным огнем. За героизм и отвагу на переправе указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. лейтенанту А.К. Абдрахманову присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии ка­тер под командованием Абдрахманова А. К. сражался в составе Дунайс­кой флотилии.

В 1944 г. началось массовое ос­вобождение территории нашей Ро­дины и выход советских войск на государственные границы. В освобож­дении западных государств прини­мал участие наш земляк Шарипов Р. М. В ноябре 1943 г. его направили в школу сержантского состава Черно­морского флота, которую закончил в июле 1944 г., получив специальность электрика-прожекториста. В составе Дунайской флотилии ему пришлось освобождать Румынию, Венгрию, Югославию, Чехословакию, Авст­рию. После окончания войны Р. М. Шарипов всю свою жизнь посвятил работе в партийных и советских орга­нах.

Комсомольцы и молодежь узла в ответ на героическое наступление Красной Армии встали на вахту по борьбе со снежными заносами в честь 26-й годовщины Красной Армии. Раз­вернули массовое соревнование мо­лодежи по очистке станционных, складских и тракционных путей от снега. На уборке снега регулярно ра­ботало 43 комсомольско-молодежные бригады, в которые входило 420 чел. За 10 дней февраля 1944 г. они отра­ботали на снегоборьбе 3648,5 челове­ко-часов. Приказом начальника Ка­занской ж. д. за активное участие в снегоборьбе была поощрена большая группа комсомольцев, в том числе Суханова З., бухгалтер ТН; Сапожникева К., счетовод ШЧ-6; Бочкарева 3., счетовод ТН-5; Танеева Э., Неклюдо­ва Л. — ученицы СШ № 10 (74).

Комсомольцы организованно ре­шили переключиться на водоборьбу, всемерно оказывая помощь путей­цам в пропуске вешних вод, обеспе­чивая бесперебойное продвижение поездов с грузами для фронта. В период войны среди машинистов развернулось движение за экономию топлива. Это стало боевой задачей железнодорожников. В апреле 1944 г. машинисты братья Иващенко сэко­номили 44 т угля, а в мае бригада В. Иващенко сберегла 5 т угля, а ма­шинист Омельянюк сэкономил 4 т. Сэкономленное топливо было пере­дано в особый фонд. По-прежнему на узле обращалось внимание сбору ме­таллолома. За первый квартал 1944 г. комсомольцы собрали 630 т, за что получили третью премию ЦК ВЛКСМ и Наркомчермета.

На узле очень трудно было произ­водить разгрузочные работы угля, не хватало рабочей силы. Комсомольцы решили помочь рабочим склада топ­лива построить разгрузочную горку.

Хороших показателей добились вагонники, выполнив к 25 мая 1944 г. месячный план капитального ре­монта вагонов на 102%, среднего — на 100%, годового осмотра на 115%. Организуя соревнование по про­фессиям и придавая гласности его итоги, вагонники добились значи­тельного роста рядов двухсотников. Среди рабочих узла было до 40% женщин. Из них выросли замеча­тельные кадры. Работницы Хамидуплина, Каргашина, освоив профессию плотника, выполняли норму на 200— 250%. Большую роль в борьбе за вы­полнение плана сыграло присвоение звания «Лучший плотник», «Лучший слесарь» и т. д. Звание «Лучший плотник» получил Якимов, обучив­ший плотницкому делу пять человек, которые затем давали норму на 200%. Звание лучшего слесаря уча­стка было присвоено Кузнецову, выполнившему норму на 275%. Вагон­ники успешно выполнили полугодо­вое задание, завоевав переходящее Красное знамя РК КПСС. Во имя по­беды самоотверженно Трудились женщины узла. Выполняя мужскую работу, они не жалели сил и здоро­вья, чтобы как можно быстрее при­близить день победы.

Так, однажды поезд, Который вела машинист Валеева, был задер­жан у неосвещенного семафора од­ной из станций. Остановка произош­ла на подъёме. На выводку поезда потребовалось продолжительное время. Поезд находился под угрозой срыва с расписания. Чтобы предуп­редить опоздание, диспетчер Колыватов передал машинисту просьбу — добиться графика. Машинист Вале­ева выполнила указание диспетчера и привела поезд в Агрыз на 40 мин. раньше, чем было предусмотрено графиком.

Участники колонны паровозов имени 27-й годовщины Октября ма­шинисты братья Гусевы, Куликовы, Иващенко, Вагаповы горячо поддер­жали призыв коллектива Сталинской ж. д. ко всем железнодорожникам Советского Союза о развертывании социалистического соревнования за ускорение оборота вагона. Слово паровозников не расходилось с де­лом. Каждый из них перевыполнял норму технической скорости на 6-7 км в час. Машинист Будников провел длинносоставный поезд из Агрыза в Янаул со скоростью 1160 км в сутки.

Агрызцы и в тылу совершали геро­ические подвиги. 5 декабря 1944 г. на одном из паровозов образовалась течь контрольной пробки в резьбу. Котельный мастер Кубасов, учитывая напряженное положение на отделе­нии, совершил самоотверженный по­ступок. Не потушив огня в топке и не снижая пара в котле, он залез в топку и завернул контрольную пробку. Этим была обеспечена своевременная вы­дача паровоза под поезд. Руковод­ство дороги отметило самоотвержен­ный поступок денежной премией.

1944 г. для Красной Армии был годом решающих побед на фронте. В этом есть огромная заслуга тыла, особен­но железнодорожного транспорта. В этом есть заслуга и агрызских желез­нодорожников. В прифронтовой по­лосе в труднейших условиях при­шлось водить поезда машинисту Парафину Г. Н., участвовавшему в боях за освобождение Украины,

Учащиеся железнодорожного учи­лища №3,— будущие квалифициро­ванные рабочие кузнечной группы №3 Переведенцев, Уржумов и Сафин 9 февраля 1945 г. выработали норму на 500%. Их продукция пошла непос­редственно в Наркомат военприпасов.

фракционных аппа­ратов. Под его руководством было отремонтировано 30 вагонов годово­го ремонта во внеурочное время. От­лично работали поездные мастера Хусаинов, Муртазин, ДаунарА., плот­ники Якимов, Давлетшин, отремонти­ровав за первую декаду февраля ка­питальным ремонтом 7 вагонов - выполнив норму на 211%.IIРабочие вагонного депо быстро и качественно восстанавливали ваго­ны. Слесарь-автоматчик Галыгин до­вел производительность труда до 350%, Урюпин Н. до 346%, осмотр­щик-автоматчик Тухватуллин обеспе­чил 100% отправки поездов по гра­фику, слесарь Муллахметов произвел ремонт в смену

В отличном состоянии содержали путь работники дистанции пути. К1 Мая заготовили шпал на 200%, мостово­го бруса на 300%, переводного бру­са на 210%, успешно была проведе­на водоборьба. В первомайском соревновании первенство завоевал первый околоток, руководимый до­рожным мастером Жернаковым. На этом околотке путь всегда содержал­ся в отличном состоянии. Рабочие до­бились производительности труда до 130—140%.

Красная Армия мощным кольцом сжимала логово врага — Берлин. 2 мая 1945 г. берлинский гарнизон ка­питулировал. В штурме Берлина при­нимали участие и агрызцы.

В составе Краснознаменного ор­дена Богдана Хмельницкого мотоцик­летного полка гвардейской танковой армии прошел боевой путь от Киева до Берлина мотоциклист-разведчик Субботин В. И. и принимал участие в штурме Берлина. А завучу школы-ин­терната № 4 и медработнику Моисе­евой Е. М. удалось оставить свои ав­тографы на стенах Рейхстага как память о победе советского народа над фашистской Германией. При выходе наших войск на Эльбу со­стоялась встреча дружбы советских и американских солдат, в которой уча­ствовал Кузьмин Я.В. 8 мая 1945 г. представители разгромленных воору­женных сил фашистской Германии подписали Акт о безоговорочной ка­питуляции Германии. Напряженная и тяжёлая борьба, продолжавшаяся че­тыре года, была победоносно завер­шена. Советский народ одержал блестящую победу над злейшим вра­гом — германским фашизмом.

Огромную роль в разгроме врага сыграл советский железнодорожный транспорт. Агрызские железнодо­рожники узла, являясь неотъемлемой частью железнодорожного конвейера нашей страны, также сыграли опреде­ленную роль в Великой Отечествен­ной войне. Агрызцы беззаветно, му­жественно и храбро сражались на фронтах. Многие из них отдали свою жизнь за Родину, за светлое будущее нашего народа. В тылу, не жалея сил и здоровья, агрызцы самоотвержен­но трудились на производстве.

Чувство советского патриотизма, любовь к Родине двигали делами и поступками агрызцев, на каком бы посту они ни были.

 

Последнее обновление: 28 июля 2020 г., 13:58

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International